Оптимальный года для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать выговариваемые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный заинтересованность, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот этап развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.
Знакомство с азбукой
Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом дела не должны утомлять маленького ученика.
С этой целью можно не лишь читать книги, но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет выговор в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский заинтересованность будет побуждать к изучению алфавита и обучению чтению.
Когда дитя будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с литерами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.
- Звуки или литеры?
Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.
Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно разузнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не вечно их название читается так, как называемый звук.
- Сразу или постепенно?
На одну букву можно потратить не одинешенек, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к вытекающей.
- С чего начать?
Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке азбуки. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные литеры оставляют напоследок (ь, ъ).
- В какое время проводить занятия?
Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: поутру с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки отыщи слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.
- Кнут или пряник?
Однозначно второе – любые кары в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, какая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.
Методы изучения алфавита
Любое дело должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, какие помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее доля).
- Занимательные задания (головоломки «Спряталась литера», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
- Словесные игры («Выдели первоначальный звук», «Какая буква спряталась в домике, если популярны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную литер»).
- Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту литер).
- Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, материалы и т.п.).
- Магнитные буквы или кубики, из которых можно будет складывать даже цельные слова.
- Развивающие мультфильмы и видео.
- Компьютерные игры.
Быстро запоминаются литеры, изученные в нестандартной ситуации. Например, совместная выпечка печенья – литеров, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные литеры (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).
Еще увлекательно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в облике «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения азбуки будет проходить легко и быстро.