Одна из значительнейших составляющих развитого интеллекта – умение мыслить образами. Пространственное мышление содействует достижению успеха в любой области деятельности. Развивать его необходимо поэтапно, начиная с раннего младенчества.
Содержание:
Роль пространственного мышления в современной жизни
Пространственным мышлением именуется такая разновидность мышления, которая позволяет создать пространственный манер, изменить его и преобразовать с целью решения теоретической или практической задачи.
- Гораздо легче решить задачу, если представить мысленно сюжет, в каком выполнено указанное условие. С понятием образа и пространственных отношений связаны любые математические подсчеты и труд с геометрическими фигурами.
- Чтобы запомнить какую-либо информацию, в голове основывают понятный образ и согласовывают его с уже знакомой информацией. В противном случае надолго вычесть полученное знание в голове не удастся.
- Писатели продумывают сюжетную черту, помещая воображаемых персонажей в мысленное пространство, которое наполняют различными событиями.
- В рисовании пространственное мышление играет также порядочную роль: художнику необходимо перенести воображаемое пространство на лист, соотнося при этом действительные размеры с изображаемыми, чтобы полотно получилась убедительной.
- Способность мыслить образами помогает ориентироваться на места и находить оптимальный маршрут.
- В обычной жизни перед выполнением какой-то деятельности вначале в мыслях создают результат, анализируя при этом пути достижения мишени. Если сразу приступить к выполнению задания, то в итоге можно получить совершенно не то, к чему стремился.
Умение производить логические операции, трансформировать реальные изображения в графические и навыворот, представлять предмет с любой стороны – это лишь часть компонентов пространственного мышления, без какого невозможно стать успешным строителем, архитектором, швеей, дизайнером или кондитером.
Основа такого мышления закладывается в самостоятельной деятельности, когда дитя играет с предметами. Поэтому не стоит малышу позволять долго глядеть телевизор или играть на планшете. Лучше посвятить это время упражнениям для формирования и развития пространственного мышления.
Развитие пространственного мышления
- Воображаемое перемещение предмета.
- Изменение внешних характеристик (метаморфоза).
- Изменение характеристик и месторасположения предмета (комбинированная операция).
Овладение каждым видом происходит поэтапно, по мере усвоения предыдущей информации.
Упражнения для дошкольников
С дитятей достаточно заниматься ежедневно хотя бы 10 минут. При этом значительно закреплять полученные знания при выполнении режимных моментов: в процессе умывания, гуляния, обеда или по дороге в спортивную секцию.
- «Гимнастика». Ребята по команде вытягивают руки или ноги в стороны, прыгают вперед-назад.
- «Это левая рука?» — взрослый показывает часть тела ребенку и задает проблема, а малыш определяет, верно ли утверждение или ошибочно.
- «Ладошки» — ребенку предлагают установить, какая рука нарисована, по отпечатку на листе. Можно видоизменить эту игру, покинув на листе отпечатки обуви.
- С мячом: бросать его вверх-вниз, подкидывать правой – левой дланью, толкать правой – левой ногой.
- С игрушками: «Сколько игрушек слева (справа)?», «В какую сторонку едет машинка?», «Возьми игрушку в левую (правую) длань», «С какой стороны убрали игрушку?», «Какой кубик располагается сверху?», «Где есть предмет?».
- Стихотворения и потешки, под которые дети выполняют движения.
- На гулянию: «Покажи большое дерево слева», «Кто идет справа?», «Что есть впереди?».
- Ролевые игры: «В кино» — нужно слева до середины посадить кукол, а справа – звериных; «Больной» — заболевшему медвежонку нужно поставить градусник под левую лапу, а в правую – вложить ложку с малиновым вареньем.
- «Прятки»: ведущий запрятывает предмет, ребенок должен найти его, следуя указаниям. Изменить обстоятельства можно с помощью стрелок: ребенок двигается от одной к другой, проговаривая, в какую сторонку поворачивает. Более сложный вариант игры – когда игрушку запрятывает ребенок, он же координирует движения взрослого.
- С мячом: «Белые шарики закинуть в корзинку слева, а желтые–справа», «Сбить кегли нужной дланью».
- «Путаница» — ребенок слушает высказывание и находит ошибку (Под столом стоит ваза с красками, а на столе – стул).
Старшие дошкольники учатся моделировать пространство, и отображать его графически.
- «Графический диктант» — дети шагают по клеточкам, следуя руководства и рисуя изображение, которое потом могут раскрасить. Более сложным вариантом будет самостоятельное продумывание маршрута (в башке), а затем перенесение его на лист.
- Ориентирование на местности: составление плана вначале комнаты, потом можно перейти к большим площадям (двор, парк), нахождение клада по плану.
- «Регулировщик». Для игры заблаговременно изготавливается макет части города с дорогами, перекрестками, зданиями. Дитя берет машинку и «едет» по игровому полю к нужному зданию, вытекая инструкциям водящего (вправо или влево, прямо до светофора, развернуться назад).
- «Лабиринт» — необходимо нарисовать правильный путь, комментируя свои действия.
- «Зеркало» — ведущий демонстрирует движение, комментируя («Я вытягиваю в сторону правую ногу»), дитя изображает зеркальное отражение, проговаривая «А я вытягиваю в сторону левую ногу».
- Словесные игры: «Навыворот» — взрослый называет слово («верх»), ребенок выговаривает противоположное («низ»); «Что будет, если… (яблоко разрезать пополам, на треугольник возложить круг, посмотреть на стул сзади)» — ребенок воображает ситуацию и мысленно меняет предмет.
Поможет развить пространственное мышление у дошкольника рукоделие – лепка из пластилина или соленого теста.
Упражнения для школьников
Образное мышление деятельно развивается до 15 лет, причем большая активность приходится на 9-11 летний года. Чтобы не упустить этот момент, важно продолжить занятия по развитию пространственного мышления.
- Работа с конструкторами и 3D-пазлы.
- Складывание фигур из бумаги в технике оригами.
- Разгадывание головоломок (кубик Рубика, настольные игры).
- Ориентирование на места, умение составлять план, маршрут движения, знание и свободное оперирование понятием «масштаб».
- Обращение плоской фигуры в стереометрическую методом вращения.
- Изображение развертки объекта, определение объекта по его проекции.
- Совмещение нескольких объемных фигур, вычитание одной фигуры из иной.
Еще способы развития образного мышления – представление сюжета произведения во пора чтения и рассказ по сюжетной картинке. Прочитав отрывок произведения, ребенку задают проблема «Где располагаются герои?». Он описывает все, что «видит»: куда идет персонаж, что есть от него справа или слева. Во время рассказа описывается эмоциональное состояние героев, выявляются причинно-следственные связи.