Воспитать натуральную хозяйку, способную не только убраться в доме, но и приготовить полноценный обед, несложно. Привить влюбленность к этой деятельности гораздо сложнее. Чтобы не совершить ошибок в воспитании, необходимо запастись огромным терпением и влюбленностью, видеть границы возможностей ребенка и почаще его хвалить.
Содержание:
Ведение хозяйства – обучать или нет?
Встречаются молодые семьи, где жены не имеют основных навыков ведения хозяйства или не желают мастерить что-либо по дому. Конечно, до женитьбы муж об отсутствии таких качеств у своей половинки даже не думал, а ведь нередко это становится причиной конфликтов и даже развода в образованной совершенно недавно ячейке общества.
- Мама обожает свою дочь и жалеет ее: «Бедная, устала учиться, отдохни, а я сама приберусь». Она ошибочно находит, что всему необходимому дочка научится после замужества.
- Время для приобщения к труду было пропущено, поэтому у дочери не развит интерес к труду – она воспринимает его как трудовую повинность, какая не приносит удовлетворения.
Чтобы избежать подобных ситуаций, следует вовремя прививать навык хозяйственности дочке и приучать ее к шитью, приготовлению еды, уборке. Научить не сложно. Труднее развить интерес к выполняемой труду.
Когда и как это делать?
До трех лет ребенок активно познает окружающий мир, задача родителей в этот этап – сделать этот процесс позитивным и полезным.
Детям прививают простейшие навыки самообслуживания и поведения, какие представляют собой основу для развития хозяйственных умений.
Разумеется, ее работа несовершенна, и придется не раз за нею переделывать.
Положительные эмоции, полученные в этот период, будут сопутствовать ребенка всю жизнь, ведь у женской психики имеется одна особенность – бездонная эмоциональная память. Именно поэтому некоторые женщины во время уборки ощущают радость и удовлетворение, а у кого-то имеется стойкая антипатия к домашним делам.
- Ведущая деятельность – игра. Для приучения к аккуратности и распорядку следует использовать игровые приемы: игрушки «уходят» спать в свои «домики», семейство карандашей – в коробку.
- Собственный пример. Мама начинает прививать заинтересованность к бытовым делам, подробно объясняя, что она делает, и показывая, как это интересно. Махонькие дети любят подражать взрослым, поэтому полезно будет приобрести маленькие совок, веник и посудку, чтобы дочка тоже могла убираться и стряпать еду.
- Творческий подход. Его можно использовать во время приготовления пищи, позволяя дочке самой сделать булочки из теста, приготовить бутерброды или налить сок.
- Похвала. Девочки бедствуют в одобрении и похвале, тогда они чувствуют себя значимыми, работают увереннее, у них является интерес к делу.
Воспитание девочек на Руси
Воспитание мальчишек и девочек основывалось на принципе: «Лучше небольшое дело, чем большое праздность». К 11 годам девочки уже были самостоятельными хозяюшками и могли многое мастерить. К трудовой деятельности их начинали приобщать с пяти лет: они в это время учились прясть и помогать маме и старшим сестрам по дому, пололи и поливали грядки, следили за курами и гусями, нянчились с меньшими братишками и сестренками.
Так, маленькие девочки сначала присматривали за гусятами, а к 12 годам они уже отгоняли ланку на пастбище и доили ее. Непрерывность и последовательное усложнение работы способствовали получению рослых результатов.
- Помощь по дому – мытье посуды, уборка, приготовление простой еды.
- Уход за маленькими детьми.
- Ткачество – большинство же могли самостоятельно сделать поясок.
Кроме этого отдельный девочки занимались стиркой, помогали взрослым в полевых и огородных делах, пасли домашних птиц, звериных, управлялись в сарае. Трудолюбивых девочек всегда хвалили старшие.
Традиции иных народов
- Индейских детей не наказывают и ни к чему не принуждают. Они принимают участие во всех делах родителей, внимательно глядят, учатся, а потом приобщаются к взрослым делам. Для этого у них есть свои собственные инструменты, лишь маленького размера. Индейцы радуются, если у малыша возник заинтересованность к чему-то, даже если он это дело не закончил. У них нет понятия «потом» — любое заявка ребенка выполняется сразу.
- В армянских семьях девочек и женщин берегут: хозяйственные работы и походы по магазинам – чисто мужское занятие, тогда как девочек с младенчества обучают готовке, уборке и уходу за мужем и детьми.
- В Восточной Азии девочек приобщают к труду и подчинению будет рано – они должны во всех делах помогать маме, уметь шить и вязать, стряпать еду. Таким образом их подготавливают к раннему браку.
- Японцы до пяти лет детей не карают и не запрещают им ничего. Все это время мама сама работает по дому: почитается позорным принять помощь от детей и подруг. После пяти лет девочек начинают приобщать к ведению хозяйства.