Обучение детей несложным арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Вначале изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом сквозь десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом сквозь десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение дел в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и скорее.
Содержание:
Подготовительная работа
- Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
- Затем решают образцы, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
- Наконец, исследуют случаи с переходом сквозь разряд.
Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных колов состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).
При объяснении состава чисел можно использовать утилитарный метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.
- Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
- 10 палочек – это десяток. Имеется числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и находить будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально размещённая палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится гладко 10 вертикальных).
- Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки возложить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
- Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
- Фиксируется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок глядит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.
Палочки можно заменить деталями Лего или иного конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.
Сложение и вычитание круглых чисел
- На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
- С поддержкой палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.
Аналогично объясняется вычитание. Разрешив несколько примеров, переходят к следующему этапу.
Сложение и вычитание без перехода сквозь разряд
Действия объясняют практическим способом. Например, нужно отыскать результат выражения «25+32».
Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого находят все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют колы – получается 7).
Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что колы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно трудиться уже без палочек.
Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», какое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто произнести, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться малопонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.
После объяснения резона действия можно ввести сложения в столбик.
Здорово будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с поддержкой палочек, а потом уже сделать выводы.
Аналогично вводится вычитание с поддержкой палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него проблем не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом сквозь разряд
Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.
- Выкладывают числа палочками, складывают разрядные колы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
- Вспоминают, что 10 колов – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
- Получается 6 десятков и 2 колы. Значит, 25+37=62.
- Делают вывод: при сложении единиц получилось число вяще 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Спокойнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).
- Вначале к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
- Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), после к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом поступке (67-5=62);
- Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – итоги: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.
- Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
- Определяют, что из 2 колов нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «переместить» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
- Дальнейшие действия: из 12 колов вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после реорганизации осталось 3).
- В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание необходимо с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.
- Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
- Навыворот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.
Для объяснения арифметических поступков можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое пункт, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем изготовлять действия.
Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним довольно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не постигнут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.
И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: трудиться с примерами нужно регулярно в необходимом объеме.