Как ребенку выучить таблицу умножения быстро и легко?

0
325

Знакомство школьников с умножением выходит в первом классе. В этот период дети узнают смысл поступки и рассматривают некоторые конкретные случаи, решая их практическим методом. Чтобы ребенку было легковесно учить таблицу умножения, нужно выбрать для его обучения эффективный метод. Верный выбор поможет сделать индивидуальный подход, ориентирование на особенности ребенка и его способности.


С чего приступить?

Бывает, что ребенок недостаточно хорошо усвоил суть умножения в школе. В этом случае первые шаги будут устремлены на заполнение этого пробела в знаниях. У детей в младшем школьном году недостаточно развито пространственно-логическое мышление, поэтому все задачи решаются утилитарны.

Например такие:

  • На 3 тарелках лежит по 4 конфеты. Сколько всего конфет?

Конфеты можно разложить в натуральную посуду и посчитать или изобразить условие задачи в виде рисунка. Затем составить образец «4+4+4», который заменить умножением «4*3» (берем по 4 конфеты 3 раза).

  • Во дворе 5 кошек. Сколько итого у них глаз?

Сравнивается написание «2+2+2+2+2» и «2*5». В каком случае запись занимает меньше пункты? Сколько выполняем действий? Как легче и быстрее найти ответ на проблема?

Эти примеры позволяют понять, что умножение заменяет сложение одинаковых чисел. А если запомнить, какой получается итог в разных случаях, то можно быстро найти ответ на поставленный проблема.

Таблица Пифагора

После объяснения смысла действия можно приступать к освоению таблицы Пифагора. Желательно для этого избрать время, когда и «учитель», и «ученик» готовы к занятию. В противном случае процесс заучивания будет протекать медленно и с меньшей результативностью.

«Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я мастерю и понимаю» — слова Конфуция, которые как нельзя лучше раскрывают основную лукавство обучения: чтобы ребенок что-то запомнил, нужно не только объяснять и демонстрировать, но и давать ему самому делать. И не просто воспроизводить то, что показали, а делать открытия! Ведь они провоцируют мощные положительные эмоции, которые не только мотивируют на дальнейшее освоение сложного материала, но и содействуют лучшему запоминанию.

Можно сразу показать малышу готовую таблицу, разъяснить принцип ее использования. Но будет лучше, если ребенок сам «создаст» ее. Для этого потребуется только сетка, в верхней строке которой и первом столбце проставлены цифры от 1 до 10. Все прочие ячейки будут заполняться по мере освоения примеров.

«Открытия»

Ребята по своей природе изобретательны, их нужно только немного направить и они смогут отворить для себя умножение:

  1. на 1: практическим методом находится произведение разных чисел на 1 и делается вывод, что получается то же самое число;
  2. 0 на число: сколько бы раз мы ни хватали по 0, всегда получится 0;
  3. на 10: практическим методом делается вывод, что в этом случае необходимо просто приписать 0 справа;
  4. на 2: одно число берется два раза;
  5. на 4: число удваивается двукратно;
  6. на 5: результат заканчивается либо 0 (если умножали на четное число), либо 5 (другой множитель – нечетное число);
  7. на 9: сумма цифр в произведении равна 9, первая цифра на 1 меньше того числа, на какое умножали (9*5=45);
  8. однозначного числа на 11: к первому множителю приписывается такая же цифра (5*11=55).

Также могут разузнать, что при умножении числа можно менять местами – результат не изменится.

Игровая методика

Игра – ведущая деятельность меньшего школьника. Поэтому обучение должно происходить в игровой форме. Так, в виде путешествия по островам – ячейкам таблицы Пифагора. Или перераспределение ролей «учитель-ученик» (дитя учит взрослого, объясняет ему то, что знает сам).

Эффективно использование обучающих игр во пора занятия:

  • «Тренажер». Участники по очереди вынимают из стопки карточки с образцом (без ответа), читают, называют результат. Если число названо верно, карточка остается у того, кто ее вытянул. Если нет – возвращается в стопку. Игра заканчивается, когда закончатся все карточки. Победит тот, у кого их вяще.
  • «Числа». Для игры понадобятся карточки с числами из таблицы Пифагора. Игроки по очередности вынимают карточку, читают про себя число, а затем называют образец, результат которого равен этому числу. Другие участники должны наименовать это число. Кто называет, тот и забирает себе карточку.
  • «Лото». У игроков – таблицы, в каких некоторые ячейки заполнены числами, и фишки. Участники по очереди вытягивают карточки с образцами из стопки, читают и называют результаты. Если число есть в таблице, его закрывают фишкой. Побеждает тот, у кого все числа в таблице будут затворены.

Лото


С помощью игрушек

Ребенку очень интересно будет изучать умножение со своими игрушками. Основное, чтобы с их помощью иллюстрировалось само действие: при умножении 4 колесиков машины на 2 надлежит получиться именно 8 колес, а не каких-либо других предметов. Ведь умножение заменяет сложение равных чисел. Идеально можно показать умножение на деталях ЛЕГО, взяв одну деталь за кол.

На пальцах

Самый известный способ – это умножение на 9, чтобы отыскать результат, нужно:

  1. Посчитать пальцы, начиная слева, до числа, на какое умножается 9.
  2. Загнуть тот палец, на котором остановился счет. Например, при умножении на 6 сгибается шестой перст.
  3. Количество пальцев слева – это число десятков в ответе, справа – колов. При сгибании шестого пальца слева остается 5 (это 50), справа – 4. Значит, 9*6=54.

Умножение на пальцах

Имеется еще способ умножения на пальцах чисел 5 – 9, но он требует некоторых вычислительных навыков, потому для кого-то может показаться сложным.

Для нахождения результата (например, 6*7) необходимо:

  • Мысленно пронумеровать пальцы обеих рук: большой – 5, указательный – 6, посредственный – 7, безымянный – 8, мизинец – 9.
  • Соединить пальцы тех чисел, какие перемножаются. Первый множитель – палец левой руки, второй – правой. В этом случае будут соединяться указательный палец левой руки и безымянный – правой.
  • Посчитать, сколько перстов находится под соединенными – это число десятков (3 пальца – это 30).
  • Посчитать число «верхних» пальцев, включая соединенные, (слева – 4, справа – 3).
  • Перемножить полученные числа (3*4=12).
  • Уложить числа: 30+12=42. Следовательно, 6*7=42.

Конечно, второй способ несколько запутанный, но как игровой метод, применяемый для проверки умножения, будет весьма даже интересен.

Еще несколько способов

Кроме вышеуказанных методов, можно для освоения таблицы использовать:

  1. Интерактивные звуковые плакаты: ребята путем многократного прослушивания запоминают результаты.
  2. Стихотворения и сказки: с их поддержкой лучше заучивать трудно запоминающиеся случаи, изучение всей таблицы с поддержкой этого метода может растянуться надолго.
  3. Онлайн – тренажеры: они позволят закрепить изученный материал.
  4. Карточки для закрепления пройденного, ведь если не повторять, то можно весьма быстро забыть.
  5. Практические методы: при походе в магазин посчитать, сколько будет стоить 5 ручек; посчитать число лапок у всех кошек во дворе и т.п.

Важно помнить, что в процессе освоения таблицы лучше итого использовать какой-то один метод. Например, при обучении с помощью игрушек не стоит прибегать к поддержки пальцев, иначе ребенок просто запутается, а это снизит эффективность всех способов.

Математические игрушки

Также процесс учения должен быть систематичным и регулярным, иначе все изученное со временем забудется, а все усилия будут тщетными.

Нужно помнить!

Основные правила, которых нужно придерживаться в процессе обучения:

  1. Избранный метод не должен противоречить тому, который применяется в школе.
  2. В течение дела нужно делать неоднократный перерыв для отдыха (каждые 10-15 минут), сменяя интеллектуальную деятельность физической (физминутка, подвижная игра).
  3. Длительность занятия определяется индивидуально в подневольности от состояния ребенка, его особенностей.
  4. Маленькому ребенку очень трудно освоить за один подход очень большой объем, не стоит пытаться выучить всю таблицу за день.
  5. Если малыш не справляется с заданием – это примета его усталости и недостаточной мотивации. Криками и руганью можно только отколоть у него желание учиться. Лучше перенести занятие на другое пора.
  6. За любое, даже самое маленькое достижение нужно хвалить. Позитивный эмоциональный фон повышает познавательный интерес и способствует лучшему запоминанию.
  7. Желательно обратить скучную процедуру зазубривания таблицы в игру, которая поможет выучить невеселые примеры гораздо легче и быстрее.
  8. Если ребенок не может разрешить пример, нужно его «подтолкнуть» к нужному результату, но не подсказывать!
И, конечно, ни в коем случае не необходимо приучать ребенка к материальному вознаграждению за успехи.

Такой подход не повысит познавательный заинтересованность, а лишь увеличит тягу к финансовому поощрению.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here