Малыш растет, находит единомышленников на игровых площадках или в ребяческом саду. Через какое-то время он начинает выделять кого-то одного, кого пожелает назвать своим другом. И кто знает, может эта дружба сохранится надолго. Но для этого ему необходимо объяснить, что значит дружба и каким должен быть настоящий товарищ.
Содержание:
Как объяснить, что значит дружба?
Первые друзья ребенка – это игрушки, какие дети обычно одушевляют: они их кормят, поят, учат уму-разуму, укладывают почивать. Конечно, советовать двухлетнему карапузу, какую игрушку брать и с кем ему лучше дружить, не стоит – ведь ребенку сложно постичь мотивы взрослых. А вот познакомить с понятием дружбы стоит.
Для объяснения лучше использовать игрушки: куколка Маша дружит с медвежонком Мишей, они ходят в гости, делятся игрушками, помогают в тяжелых ситуациях (вот, например, Маша вчера заболела, а Миша принес ей малинового варенья, чтобы она скорее выздоровела), ведь они – настоящие друзья. Им интересно разговаривать и играть совместно. Если вдруг разлучаются, то скучают друг без друга.
Помогут детям осознать ценность товарищества фильмы, сказки и стихотворения о дружбе. Обсуждение сюжета после просмотра телевизора или чтения книжки, оценивание ситуации, анализ поступков главных героев – все это помогает сделать вывод, что герои смогли разрешить проблему, когда объединились. Значит, дружба приносит не только позитивные эмоции, но и пользу.
Важно донести, что важнее не внешний вид, а поступки человека. И тут непременно привести пример. Рассказать сказку о красивой лисице, которая была подругой косую. Она заманила доверчивого зайчишку далеко в лес, и хотела съесть. Но зайцу повезло: их приметила старая мудрая коза и прогнала лису. Это сказка для маленьких детей, для взрослых ребят желательно повергнуть пример из жизни.
Как найти друга?
Чтобы найти единомышленника, нужно уметь знакомиться.
- Подскажут, какие слова необходимо произносить при знакомстве.
- Предложат детям поделиться игрушкой с другими, чтобы завязать знакомство.
- Организуют совместное дело детям, которые не решаются подойти друг к другу.
Нежелательно сообщать ребенку при этом: «Не бойся!». Сознание человека устроено так, что оно не видает частицу «не». Лучше сказать: «Я уверена, ты справишься!» или «Будь смелее!». Тогда все подлинно получится, и малыш будет чувствовать себя смелым и уверенным.
- С товарищем человек чувствует себя легко и хорошо, он дарит положительные эмоции.
- От товарища можно услышать критику, но не оскорбление.
- Другу можно рассказать все – он не предаст.
- Товарищ всегда поможет.
- У друга может быть свое непохожее суждение, которое никак не влияет на дружбу.
Ребенок должен понимать, что эти правила относятся к нему тоже, ведь он тоже будет товарищем.
Как прививать умение дружить?
С раннего детства нужно воспитывать у ребят эмоция дружбы, желание оказывать помощь, искренность и добропорядочность. Учить почтению и доверию, дружбе и бережному отношению друг к другу нужно на собственном образце. Ведь дети все повторяют за своими родителями. Если взрослые позволяют себе в порыве ярости толкнуть малыша, то не стоит и говорить о том, что он будет толкать и обижать сверстников. Он повторит то, что увидал по отношению к себе.
- Подобрать интересное стихотворение о товариществу и выучить его.
- Написать рассказ о своем друге.
- Интервью «Настоящий товарищ» — в ходе опроса ребенок рассказывает о своем понимании товарищества, ее ценностях, качествах лучшего друга.
- Продолжи: «дружба – это …», «товарищ – это …», «настоящий друг никогда …».
Дружба – это всегда взаимное эмоция. Нельзя просто пользоваться хорошим отношением другого человека, необходимо и самому мастерить по отношению к нему добрые дела.
Если друг оказался вдруг …
Ребяческая дружба – чувство чаще всего непостоянное: сегодня играют совместно, а завтра уже обзываются и кидаются песком. Следует понимать, что каждому ребенку присуще проявление агрессии, поэтому не следует запрещать им дружить друг с товарищем.
Беседы должны вестись в доброжелательном настроении, при этом не должны звучать порицания или упреки в адрес нелицеприятного поведения ребенка. Лучше привести какой-либо образец (можно включить фантазию, если не вспоминаются жизненные случаи). Ребята лучше понимают сказочный или жизненный сюжет, чем абстрактные предположения («Если бы ты …, то …»).
Недостаточно одного-единственного рассказа на конкретную ситуацию. К любой теме нужно возвращаться неоднократно, перечитывать сказки, заново их обсуждать. Также значительно анализировать ситуации, которые происходили с малышом и другими детьми. Пробовать определить причину поступков, ставить себя на их место.
В этом случае можно донести до него, что и иные тоже имеют право не делиться с ним, а там уж пусть сам решает – делиться или нет.
Мужская и дамская дружба
Некоторые девочки предпочитают носиться и лазать по деревьям с мальчишками, тогда как некоторым мальчикам больше нравится «девчачье» общество.
Чтобы приобщить малыша к игре с детьми «своего» пустотела, нужно приглашать чаще этих ребятишек и организовывать для них «мальчишеские» или «девчачьи» игры. Появление позитивного эксперимента в общении с ровесниками, поддержка и доверие со стороны родителей — вот условия того, что дитя сможет найти настоящего друга.
Когда ребенок станет попрестарелее, ему можно сказать, что дружба бывает разной, и зависит она от характера товарищей, их пола и возраста. Дружба между подростками, не умеющими ценить это эмоция, разительно отличается от дружбы взрослых, которые смогли осознать и оценить прелесть товарищества. Женская дружба полна эмоций, тогда как мужская чаще итого малоэмоциональна.
В любом случае разделение дружбы на женскую и мужскую абсурдно, потому что в эмоциональной и физиологической помощи, бескорыстной во всех отношениях нуждается каждый. Каждому необходим друг, способный побыть единомышленником и разделить радостные и печальные моменты.