Какие занятия позволяют детям развивать память?

0
441

При оценивании готовности малыша к школе в первую очередность обращают внимание на его умение запоминать. Чем больше внимания было уделено развитию памяти, тем рослее умственный потенциал будущего ученика. Причем тренировать нужно все облики запоминания, чтобы у детей было больше возможностей усвоить материал качественно и скоро.

Зачем развивать память и когда можно начать?

Память – одна из функций головного мозга, позволяющая запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее при нужды. Ученики с хорошей памятью занимаются легко, быстро усваивают материал и запоминают его. Следственно, познавательный интерес у них высок, да и учеба не вызывает отвращения: они самостоятельно скопят портфель на следующий учебный день, не забудут поздравить друга с днем рождения и, разумеется, запомнят дорогу, чтобы не заблудиться в незнакомом месте на обратном линии.

Специалисты считают, что у человека не может быть плохой памяти. Если дитя жалуется на ухудшение памяти, то это говорит скорее о ее несовершенстве, нежели о каких-то узких характеристиках головного мозга.

Память не только можно, но и нужно развивать. Причем упражнять можно в любом возрасте, начиная с младенчества.

Для успешности обучения необходимо держаться следующих принципов:

  • Систематичность.
  • Доброжелательность.
  • Ненавязчивость.

Длительность занятий зависит от особенностей ребенка. Эффективность увлекательных, но куцых занятий будет выше по сравнению с продолжительными, если ребенок при этом устает. Игры и упражнения необходимо подбирать в зависимости от возраста: малышам нужны яркие картинки, развеселые игры, подростки больше оценят интересный сюжет. Направленность всех обликов упражнений одна – развитие и тренировка всех видов памяти.


Развитие памяти у дошкольников

Человек может запоминать не лишь зрительные образы, но и пережитые эмоции, звуки, движения.

В зависимости от запоминаемого объекта память может быть:

  • Образно-наглядная.
  • Эмоциональная.
  • Словесно-смысловая.
  • Моторная.

Вящую часть информации дошкольник воспринимает с помощью органов слуха и зрения. Таким же манером он будет усваивать до 70% информации в школе. При этом не стоит забывать, что информация будет запоминаться скорее и лучше, если задействовать сразу несколько видов восприятия (так, слово записать и прочитать). В связи с этим следует тренировать у детей все способы запоминания.

Значительно знать, что процесс запоминания у детей непроизволен и носит эмоциональный нрав – они не ставят перед собой цель запомнить что-то, в голове остается лишь то, что было интересным. Поэтому необходимо строить обучение в игровой, развлекательной конфигурации.

Развитие памяти у младенцев — до года

Трехмесячные дети способны воспринимать первые манеры, а к 10 месяцам у них формируются лобные доли мозга, отвечающие за память.

Для тренинги памяти в этом возрасте рекомендуется делать следующее:

  • Постоянно сообщать с малышом, петь колыбельные, рассказывать коротенькие стишки, рифмовки, потешки, повествовать что-то интересное, знакомить с новыми словами. Это позволит обогатить инертный словарь ребенка: он еще не умеет говорить, но знает много слов, может избрать нужную игрушку из нескольких, знает, кто его родственники, а кто – чужие.
  • Обращать внимание малыша на что-то новоиспеченное, рассказывать об этом. Например, при знакомстве с кошкой можно назвать ее имя, произнести звуки, какие она издает, показать ее движения. Дополнить слуховое и зрительное восприятие можно моторным – позволить ребенку погладить кошку, пощупать ее.
  • С семимесячным карапузом можно поиграть в игру «Где спряталась игрушка?». На столе расстилают 2 пеленки. Под одну из них на глазах малыша запрятывают игрушку и спрашивают, где она. Можно несколько раз положить игрушку под одну пеленку, а после – под другую. Несмотря на то, что ребенок видел, куда прячут игрушку, вероятность промахи велика, ведь он уже запомнил, что правильным был предыдущий вариант.
  • С восьми месяцев необходимо начинать читать ребенку книги с яркими иллюстрациями, во время рассматривания картинок комментировать изображение.

С девяти месяцев здорово вводить пальчиковые игры, которые позволят развивать не только многообразные виды памяти (слуховая, моторная), но и мелкую моторику.

Развитие памяти у детей 1 – 3 лет

Этот этап считается самым увлекательным в развитии малыша: он начинает активно запоминать слова и поступки, а потом производить их. Родителям нужно в это время играть в подвижные игры, распевать, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком.

Девочка играет


При этом не забывать о непрерывном диалоге: во время прогулки или игры, перед сном или во время обеда необходимо комментировать опоясывающее, задавать вопросы.

Полезно с малышом учить небольшие стихотворения, разгадывать загадки, декламировать сказки. При этом ребенка нужно не просто знакомить с сюжетом. Значительно спросить его мнение по поводу прочитанного, обсудить все события, назвать героев. Подобный подход позволит не только развивать память, но и формировать у ребенка собственную позицию.

В этом году можно поиграть в такие игры:

  • «Что пропало?». Перед малышом выкладывают несколько различных игрушек. Он запоминает, потом отворачивается. В это время одну игрушку убирают. Дитя, повернувшись, пытается определить, чего не хватает. А для этого, конечно, необходимо вспомнить первоначальный состав.
  • «Запомни рисунок» или «Запомни предложение». Если малыш затрудняется воспроизвести предложение или рассказать, что было на картинке, он может нарисовать с поддержкой цветных карандашей то, что запомнил.

Развитие памяти в возрасте от трех лет

С трех лет у детей начинает развиваться долговременная память. Дитя неосознанно запоминает то, что имело в нем эмоциональный отклик.

Мальчик со счетами

Для тренировки разных обликов памяти можно использовать такие игры:

  • «Я — фотоаппарат» — дети вначале с открытыми, потом с закрытыми глазами описывают то, что расположено вокруг них.
  • «Обрисуй предмет». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, которую потом убирают. Малыш усердствует описать ее как можно подробнее.
  • «Сравни предметы», «Опиши иллюстрацию» — необходимо учить подмечать даже самые маленькие детали, чтобы усовершенствовать процесс запоминания.
  • «Зеркало» — дитя повторяет за взрослым все движения, потом воспроизводит все показанные действия по распорядку, а затем – в обратном порядке.
  • «По памяти». Карточки располагаются на столе изображением книзу. Ребенок по очереди открывает их, рассматривает, затем убирает обратно. После ознакомления с картинками ему предлагают отыскать карточку с конкретным рисунком, или открыть пару карточек с изображениями одного краски.
  • «Назови предметы» — ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет, какие объекты располагаются на столике, а потом называет их по порядку.
  • «Что общего». Ребенку предлагается сопоставить слово и объект, отыскать общее. Например, слово «летать» с изображением солнца. Ребенок вспоминает смысл слова (подниматься высоко, передвигаться по воздуху), особенности объекта (солнце располагается в небосводе, перемещается в течение дня) и называет то, что объединяет слово с объектом.
  • «Собери фигуру» — взрослый выкладывает фигуру из палочек, а дитя запоминает и выкладывает подобную.
  • «Назови слова». В эту игру можно резаться по дороге в садик или во время прогулки. Взрослый называет до 10 слов. Дитя повторяет слова за ним и старается запомнить, а потом воспроизводит их по памяти.

Любая игра начинается с несложных вариантов, постепенно усложняясь. Особенно важно развивать память у 6-7 летних детей, какие пойдут в школу. Ведь именно в это время усваивается самый большенный объем информации и от способности запоминать зависит их дальнейшая успешность.

Игры для меньших школьников

Развивать память позволят и такие упражнения:

  • «5 имен» — дитя, хлопая в ладоши (отбивая мяч или топая ногой) в такт, говорит: «Я ведаю 5 имен девочек: Маша, Таня, Вера, Надя, Галя». Именовать можно также имена мальчиков, названия городов, пород собак, красок радуги и другие объекты по желанию играющих. Важно не сбиться с такта. Чем взрослее дитя, тем больше предметов он должен назвать.
  • «Правда или ложь». Ребенок рассматривает картинку, какую потом убирают. Затем он выслушивает несколько утверждений и выделяет среди них правдивые и ложные. Можно также задавать проблемы по картинкам: Сколько детей изображено? Что в руках у девочки?
  • «Я иду в поход». Игроки встают в сферы. Водящий говорит: «Я собираюсь в поход и кладу в рюкзак мыло». Вытекающий участник говорит: «Я собираюсь в поход и беру с собой мыло и тушенку». Последующие участники добавляют свои наименования.

Как стимулировать развитие памяти у детей?

Подвижные игры

Для развития не лишь памяти, но и других немаловажных процессов необходимо выделять время, чтобы:

  • Порасспросить малыша о том, как прошел его день, чем он занимался, с кем общался, как выглядела воспитательница, как вели себя иные дети на занятиях.
  • После прочтения любого произведения обсудить сюжет, реплики персонажей, их поступки.
  • Заменить просмотр телевизора рукоделием.
  • Организовать для малыша подвижные игры, чтобы мозг снабжался кислородом.
  • Проконтролировать порядок сна и отдыха ребенка, полноценный сон должен быть не меньше 9 часов.

Дитя рождается без памяти. Она формируется постепенно, и процесс этот может заволочься надолго. Уровень развития памяти ребенка зависит в первую очередность от его родителей. Не стоит также забывать о том, что степени развитости памяти воздействует на дальнейшие успехи не только в учебе, но и в жизни.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here