При оценивании готовности малыша к школе в первую очередность обращают внимание на его умение запоминать. Чем больше внимания было уделено развитию памяти, тем рослее умственный потенциал будущего ученика. Причем тренировать нужно все облики запоминания, чтобы у детей было больше возможностей усвоить материал качественно и скоро.
Содержание:
Зачем развивать память и когда можно начать?
Память – одна из функций головного мозга, позволяющая запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее при нужды. Ученики с хорошей памятью занимаются легко, быстро усваивают материал и запоминают его. Следственно, познавательный интерес у них высок, да и учеба не вызывает отвращения: они самостоятельно скопят портфель на следующий учебный день, не забудут поздравить друга с днем рождения и, разумеется, запомнят дорогу, чтобы не заблудиться в незнакомом месте на обратном линии.
Память не только можно, но и нужно развивать. Причем упражнять можно в любом возрасте, начиная с младенчества.
- Систематичность.
- Доброжелательность.
- Ненавязчивость.
Длительность занятий зависит от особенностей ребенка. Эффективность увлекательных, но куцых занятий будет выше по сравнению с продолжительными, если ребенок при этом устает. Игры и упражнения необходимо подбирать в зависимости от возраста: малышам нужны яркие картинки, развеселые игры, подростки больше оценят интересный сюжет. Направленность всех обликов упражнений одна – развитие и тренировка всех видов памяти.
Развитие памяти у дошкольников
Человек может запоминать не лишь зрительные образы, но и пережитые эмоции, звуки, движения.
- Образно-наглядная.
- Эмоциональная.
- Словесно-смысловая.
- Моторная.
Вящую часть информации дошкольник воспринимает с помощью органов слуха и зрения. Таким же манером он будет усваивать до 70% информации в школе. При этом не стоит забывать, что информация будет запоминаться скорее и лучше, если задействовать сразу несколько видов восприятия (так, слово записать и прочитать). В связи с этим следует тренировать у детей все способы запоминания.
Развитие памяти у младенцев — до года
Трехмесячные дети способны воспринимать первые манеры, а к 10 месяцам у них формируются лобные доли мозга, отвечающие за память.
- Постоянно сообщать с малышом, петь колыбельные, рассказывать коротенькие стишки, рифмовки, потешки, повествовать что-то интересное, знакомить с новыми словами. Это позволит обогатить инертный словарь ребенка: он еще не умеет говорить, но знает много слов, может избрать нужную игрушку из нескольких, знает, кто его родственники, а кто – чужие.
- Обращать внимание малыша на что-то новоиспеченное, рассказывать об этом. Например, при знакомстве с кошкой можно назвать ее имя, произнести звуки, какие она издает, показать ее движения. Дополнить слуховое и зрительное восприятие можно моторным – позволить ребенку погладить кошку, пощупать ее.
- С семимесячным карапузом можно поиграть в игру «Где спряталась игрушка?». На столе расстилают 2 пеленки. Под одну из них на глазах малыша запрятывают игрушку и спрашивают, где она. Можно несколько раз положить игрушку под одну пеленку, а после – под другую. Несмотря на то, что ребенок видел, куда прячут игрушку, вероятность промахи велика, ведь он уже запомнил, что правильным был предыдущий вариант.
- С восьми месяцев необходимо начинать читать ребенку книги с яркими иллюстрациями, во время рассматривания картинок комментировать изображение.
С девяти месяцев здорово вводить пальчиковые игры, которые позволят развивать не только многообразные виды памяти (слуховая, моторная), но и мелкую моторику.
Развитие памяти у детей 1 – 3 лет
Этот этап считается самым увлекательным в развитии малыша: он начинает активно запоминать слова и поступки, а потом производить их. Родителям нужно в это время играть в подвижные игры, распевать, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком.
Полезно с малышом учить небольшие стихотворения, разгадывать загадки, декламировать сказки. При этом ребенка нужно не просто знакомить с сюжетом. Значительно спросить его мнение по поводу прочитанного, обсудить все события, назвать героев. Подобный подход позволит не только развивать память, но и формировать у ребенка собственную позицию.
- «Что пропало?». Перед малышом выкладывают несколько различных игрушек. Он запоминает, потом отворачивается. В это время одну игрушку убирают. Дитя, повернувшись, пытается определить, чего не хватает. А для этого, конечно, необходимо вспомнить первоначальный состав.
- «Запомни рисунок» или «Запомни предложение». Если малыш затрудняется воспроизвести предложение или рассказать, что было на картинке, он может нарисовать с поддержкой цветных карандашей то, что запомнил.
Развитие памяти в возрасте от трех лет
С трех лет у детей начинает развиваться долговременная память. Дитя неосознанно запоминает то, что имело в нем эмоциональный отклик.
- «Я — фотоаппарат» — дети вначале с открытыми, потом с закрытыми глазами описывают то, что расположено вокруг них.
- «Обрисуй предмет». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, которую потом убирают. Малыш усердствует описать ее как можно подробнее.
- «Сравни предметы», «Опиши иллюстрацию» — необходимо учить подмечать даже самые маленькие детали, чтобы усовершенствовать процесс запоминания.
- «Зеркало» — дитя повторяет за взрослым все движения, потом воспроизводит все показанные действия по распорядку, а затем – в обратном порядке.
- «По памяти». Карточки располагаются на столе изображением книзу. Ребенок по очереди открывает их, рассматривает, затем убирает обратно. После ознакомления с картинками ему предлагают отыскать карточку с конкретным рисунком, или открыть пару карточек с изображениями одного краски.
- «Назови предметы» — ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет, какие объекты располагаются на столике, а потом называет их по порядку.
- «Что общего». Ребенку предлагается сопоставить слово и объект, отыскать общее. Например, слово «летать» с изображением солнца. Ребенок вспоминает смысл слова (подниматься высоко, передвигаться по воздуху), особенности объекта (солнце располагается в небосводе, перемещается в течение дня) и называет то, что объединяет слово с объектом.
- «Собери фигуру» — взрослый выкладывает фигуру из палочек, а дитя запоминает и выкладывает подобную.
- «Назови слова». В эту игру можно резаться по дороге в садик или во время прогулки. Взрослый называет до 10 слов. Дитя повторяет слова за ним и старается запомнить, а потом воспроизводит их по памяти.
Любая игра начинается с несложных вариантов, постепенно усложняясь. Особенно важно развивать память у 6-7 летних детей, какие пойдут в школу. Ведь именно в это время усваивается самый большенный объем информации и от способности запоминать зависит их дальнейшая успешность.
Игры для меньших школьников
- «5 имен» — дитя, хлопая в ладоши (отбивая мяч или топая ногой) в такт, говорит: «Я ведаю 5 имен девочек: Маша, Таня, Вера, Надя, Галя». Именовать можно также имена мальчиков, названия городов, пород собак, красок радуги и другие объекты по желанию играющих. Важно не сбиться с такта. Чем взрослее дитя, тем больше предметов он должен назвать.
- «Правда или ложь». Ребенок рассматривает картинку, какую потом убирают. Затем он выслушивает несколько утверждений и выделяет среди них правдивые и ложные. Можно также задавать проблемы по картинкам: Сколько детей изображено? Что в руках у девочки?
- «Я иду в поход». Игроки встают в сферы. Водящий говорит: «Я собираюсь в поход и кладу в рюкзак мыло». Вытекающий участник говорит: «Я собираюсь в поход и беру с собой мыло и тушенку». Последующие участники добавляют свои наименования.
Как стимулировать развитие памяти у детей?
- Порасспросить малыша о том, как прошел его день, чем он занимался, с кем общался, как выглядела воспитательница, как вели себя иные дети на занятиях.
- После прочтения любого произведения обсудить сюжет, реплики персонажей, их поступки.
- Заменить просмотр телевизора рукоделием.
- Организовать для малыша подвижные игры, чтобы мозг снабжался кислородом.
- Проконтролировать порядок сна и отдыха ребенка, полноценный сон должен быть не меньше 9 часов.
Дитя рождается без памяти. Она формируется постепенно, и процесс этот может заволочься надолго. Уровень развития памяти ребенка зависит в первую очередность от его родителей. Не стоит также забывать о том, что степени развитости памяти воздействует на дальнейшие успехи не только в учебе, но и в жизни.