Развитие логики у ребенка позволяет исподволь освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться обосновывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения содействуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей попросту необходимо.
Содержание:
Необходимость развития логики
Логическое мышление – это умение совершать вначале простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека вызволяет способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность необходимо совершенствовать.
Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу вытекает подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подогнуть упражнения на развитие логики.
- Малыши не могут мысленно представить ситуацию или объект, логические вопросы и словесные задания им не осилить. Для маленьких детей характерно наглядно-действенный тип мышления, потому упражнения подбирают такие, чтобы ребенок мог потрогать, переложить или добавить, чтобы он «увидал»результат решения задачи.
- Немного позже, когда у ребенка сформируется наглядно-образное мышление, можно перебежать к заданиям – картинкам. Дети с помощью представленных образов смогут отыскать ответ на проблема.
- Пик развития мышления – формирование словесно-логического типа – приходится на старший дошкольный года. С этого момента оно начинает постепенно совершенствоваться. Ребенку уже неинтересно ощупывать объект или осматривать его, ему важнее то, что он думает или произносит.
Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, устанавливать перед собой цели, составлять план действий и находить линии решения проблем.
- Для развития логики нет понятий «рано» или «поздно»: начинать можно в любое пора, когда ребенок станет пытаться понимать связи между объектами.
- Упражнения нужно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка: не стоит ожидать логических умозаключений от малыша, а школьнику будет неинтересно придвигать и отодвигать объекты, если они быстрее могут выполнить процедуру «в уме».
- Гармоничное развитие логических способностей невозможно без воображения, потому для изучения логики лучше подбирать творческие задания.
Положительное воздействие на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Потому перед выбором игры нужно заинтересовать малыша, подбирать увлекательные для него задания.
Методика развития логики у дошкольников
Каждый дитя развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а некто позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пробовать понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.
Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:
Специально ориентированные дела с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие зачисления в ходе игры или беседы. Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Отчего стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Верно, собачка! Почему она лает?». Если ребенок не просто отвечает на проблема, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.
В 3-4 года дитя осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала ребята должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Здоровыми в плане развития логики игры с мозаикой и конструктором. Создавая объемные постройки или полотна, дети учатся обобщать.
- «Угадай-ка»: Взрослый именует свойства или признаки предмета, а ребенок отгадывает (большое, круглое, алое, сладкое — яблоко). После этого меняются ролями.
- «Найди отличия»: из кубиков строят две башни, немножко отличающиеся друг от друга, ребенок находит отличия. По мере понимания резона игры, фигуры усложняют, потом переходят к выполнению заданий на картинках.
- «Сортировка»: необходимо рассортировать по цвету, размеру или форме (кубики – в корзинку, а шары – в ведерко). К этой разновидности относятся игры «Скопи урожай» (отдельно выкладывают овощи и фрукты), «Раздели звериных» (дикие и домашние).
- «Съедобное — несъедобное» (с мячом): взрослый кидает ребенку мяч, именуя предмет. Если предмет съедобный, то мяч нужно поймать, если нет – отколоть. После нескольких правильных «ответов» игроки меняются ролями.
- «Отыщи цвет» (тренировка умения находить общий признак): ребенок должен отыскать как можно больше предметов в комнате одного цвета. Игру можно видоизменить – отыскать предметы одной формы или размера.
- «Составь узор из геометрических фигур» (рисунок может быть симметричным или несимметричным).
- «Составь геометрическую фигуру из спичек/палочек».
- «Письмоносец»: нужно разнести письма адресатам в зависимости от цвета, формы, размера.
- «Куда расположится кошка»: детям предлагают найти предметы, в которые поместится скотина определенного размера.
Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, разбирать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот этап дети выполняют упражнения с математическими понятиями «больше – меньше».
- «Найди продолжение пословицы».
- «Подбери синоним/антоним к слову» — предварительно необходимо отработать сами понятия, привести примеры, а затем уже приступать к выполнению задания.
- «Разъясни смысл поговорки/пословицы».
- «Найди большее/меньшее число».
- «Размести числа в порядке убывания/возрастания».
- «Найди лишнее».
Старший дошкольник может рассказать о прочтённом или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Трудясь по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения содействуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.
Развитие логики у меньших школьников
- Нужно не просто отгадать загадку, а еще указать слова, какие помогли найти ответ; более сложная вариация – сочинить загадку самому.
- Отыскать лишнее слово и объяснить свою точку зрения, лишних слов может быть несколько (так, среди слов «молоко, сыр, вода» лишним может быть вода – не является молочным продуктом, или сыр – жесткий, а вода и молоко – жидкие).
- Отнести письма по нудному адресу (номер дома представлен в облике примера, а название улицы зашифровано).
Младшие школьники постепенно начинают резать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть объекта и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, какой невозможно ощутить каким-либо образом.
Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, деятельно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.
- Школьник умеет мастерить выводы, анализировать значимые внутренние свойства предмета, а не его внешние характеристики.
- Мысленно решает задачи без наглядного их понятия.
- Рассуждения становятся логически верными, постепенно учится анализировать информацию, синтезировать и обобщать ее.
Позитивно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого линии решения, способность находить несколько вариантов решения и умение постигнуть смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.