Основной вид деятельности ребенка 3-4 лет – это игра. Сквозь нее малыш получает умения и навыки, которые понадобятся ему в дальнейшем. Чтобы малыш легковесно освоил необходимые правила поведения в обществе и изучил окружающий мир, необходимо с ним играть. С этой целью для небольшой компании ребятишек подбирают развивающие игры – и весело, и здорово!
Содержание:
Игры на развитие внимания
Внимание – важная составляющая любого облика деятельности. Малышам очень сложно сконцентрировать свои мысли на каком-то одном объекте – их внимание с легкостью перескакивает с одного предмета на другой. В результате они не слышат, что сообщают взрослые и пропускают много важной информации, необходимой для выполнения заданий.
Потому целенаправленное внимание нужно развивать, этому способствуют такие игры:
- «Кто скорее назовет»
Реквизит: карточки с яркими реалистичными карточками – изображениями удобопонятных для детей предметов (посуда, мебель, животные, растения).
Ведущий демонстрирует детям карточку и дает время на раздумье. Затем дает сигнал: «Раз, два, три (пауза) – наименуй!» Дети должны вслух произнести название предмета. Кто первым назовет верное слово, тот получает знак отличия – карточку, значок.
- «Покажи»
Реквизит: парные карточки с реалистичным изображением удобопонятных для ребенка предметов, разложенные на столике.
Дети становятся вокруг стола. Ведущий выговаривает название любого изображения. Задача детей – как можно быстрее показать на него пальчиком. Тот, кто показал правильно первым, получает картинку. Игроки, получившие карточки, становятся судьями, следящими за процессом игры и определяющими победителя. Подобный метод позволяет детям освоить правила и развивать у них самостоятельность, умение принимать решение. Кроме этого, в игре не будет продувших, значит, обиженных детей тоже не будет.
- «Прятки»
Реквизит: мягкие игрушки по числу детей.
Каждый ребенок выбирает себе игрушку и рассказывает, что ему в этой игрушке нравится вяще всего. Это делается для того, чтобы у малыша в сознании образ игрушки был ослепительным. Затем дети отворачиваются к стене, а ведущий прячет игрушки в горнице среди других вещей. По сигналу ребята начинают искать свою игрушку. Кто находит – тот побеждает. С поддержкой этой игры у детей развивается устойчивое внимание и умение удерживать в башке определенную цель, не отвлекаясь на другие.
Игры на развитие восприятия конфигурации
Детям нравятся игрушки, любимую вещь они будут переносить с пункты на место, зажимать в руке, производить манипуляции. Но при этом воспринимать конфигурацию и выделять ее особенности они не научатся.
Освоить способы осязательного обследования конфигурации можно с помощью игр:
- «Подарок»
Реквизит: мягкие игрушки разной конфигурации.
Все дети любят получать подарки, поэтому Винни-Пух (или любой иной персонаж) решил сделать сюрприз – прислал мешок, полный игрушек! Ребята становятся в круг, ведущий подходит к каждому по очереди и предлагает угадать, что лежит в мешке. Ребенок просовывает руку в мешок, ощупывает игрушку и именует ее. Если он называет правильно, то игрушка переходит к нему, если заблуждается – остается в мешке. Когда все дети получат подарки, их можно вернуть в мешок и опять провести игру.
- «Угадай, что это»
Реквизит: знакомые детям твердые объекты (кубик, шарик, ложка, книга).
Одному участнику завязывают шарфом очи и предлагают на ощупь отгадать название игрушки. Другие дети будут судьями – они хлопают, если объект назван верно, и топают – если неверно.
Игры на развитие мышления и логики
- «Веселый паровозик»
Дети должны в вагончики – коробки загрузить игрушки необходимого цвета или размера: в первом вагоне едут большие красные игрушки, во втором – махонькие зеленые. Усложнить игру можно, называя признаки предмета (большенный, круглый, резиновый). Ребенок, догадавшийся первым, о чем идет речь (мяч), получает право погрузить этот объект в вагон.
- «Собери машину»
Реквизит: детали конструктора.
Дети собирают машинку из конструктора. Кто скорее справится с заданием, тот и побеждает. Можно победителя выбирать по количеству используемых деталей.
- «Скопи пирамидку»
Дети делятся на 2 группы и собирают пирамидку на скорость.
- «Скопи фигуры по цвету»
Реквизит: разноцветные фигуры разной формы.
Ребята собирают нужные фигуры в зависимости от цвета конверта или рисунка на нем: так, в конверт с треугольником, они собирают треугольники, а в желтый конверт они собирают все фигуры золотого цвета любой формы.
Игры на развитие чувства ритма
- «Дождик»
Дети говорят, как капает дождик: может идти скоро или медленно, капать сильно или тихо, почти незаметно. Ведущий предлагает показать, как капает небольшой дождик: он выговаривает: «Ка-а-ап» и пальцем медленно проводит вниз, постукивая по столу. Ребята повторяют за ним. Потом дождь становится сильнее, слово произносится скорее, пальцы постукивают по столу немного громче. После этого дождь превращается в ливень: «Кап-кап-кап», скоро стучат пальцами по столу. Затем дождь начинает стихать.
- «Музыкант»
Реквизит: тамбур, свисток, маракасы, треугольник, трещотка, ложки, при отсутствии таковых можно взять небольшие пластиковые бутылочки, в каких засыпаны мелкие камешки.
Ведущий устанавливает ритм, дети маршируют так, чтобы любой шаг совпадал со звуком инструмента. Постепенно ритм ускоряется, затем – сбавляется. Чередовать темп можно несколько раз. Детям весьма нравится шуметь и двигаться, поэтому игра для них будет очень развеселой.
Игры на развитие памяти
- «Гулянье»
Все дети выстраиваются вдоль одной линии. Они выходят на прогулку, именуя на каждый шаг предмет, который есть в комнате. Кто сможет пройти до крышки маршрута и не повториться, тот и побеждает.
На основе этой игры можно прочертить конкурс. На разных концах маршрута (длина 7-8 шагов) становятся 2 участника. Они шагают навстречу друг другу, называя на каждый шаг по очереди названия звериных (или растений). Если ребенок в течение нескольких минут не может наименовать слово, он пропускает ход. Когда дети встретятся, смотрят, кто прошел вящее расстояние – тот и выиграл.
- «Где предмет»
На 3-4 стульчика усаживают игрушки. Дети запоминают благосклонность игрушек, а потом отворачиваются. Ведущий меняет любые 2 игрушки пунктами. Участники определяют, какие игрушки находятся не на своих местах. Кто догадается первым, становится ведущим.
Маневренные игры
Направлены на развитие быстроты, ловкости, координации движений.
- «Рюхи»
Из кубиков сначала строится башня. Дети по очереди кидают пластмассовую кеглю, усердствуя разрушить ее полностью. Постепенно игра усложняется: увеличивается количество башен, сложность их конфигураций.
- «Снежки»
Дети с определенного расстояния стараются попасть снежком (мягким мячом) в сферы – обруч, лежащий на полу. Снежки можно закидывать в корзину, усердствуя попадать как можно чаще.
- «Болото»
Пройти нужное расстояние, передвигаясь с кочки на кочку (бумажные островки).
- «Кот и мыши»
Одинешенек ребенок – кот, остальные – мыши. Кот должен словить как можно больше мышей. Задача мышек – не угодить в лапы к коту.
Творческие игры
- «Угадай действие»
Ведущий жестами демонстрирует любое действие, а дети отгадывают. Потом ребенок становится ведущим и демонстрирует действия. Затем действие усложняется – ведущий показывает несколько поступков.
- «Театр»
Дети, переодевшись, инсценируют простую сказку («Репку», «Теремок», «Колобок»). После нескольких репетиций можно показать натуральный спектакль, пригласив в качестве зрителей родителей. Приглашения дети могут раскрасить сами, покинув на них свои автографы – отпечатки ладошек.