Содержание:
Основа для развития навыка счета в уме
Отдельный родители считают, что обучать ребенка быстро считать примеры в уме необязательно: в дальнейшем ему это не сгодится, ведь всегда можно воспользоваться калькулятором. Но при этом они забывают о том, что для развития мозга такая тренинг просто необходима: любой изученный метод (прием) счета – это новоиспеченная нейронная цепочка (связь), чем таких цепочек больше, тем умнее школьник. Потому основная польза навыка быстрого счета – это развитие мозга, интеллекта.
Невозможно научиться трудиться с числами в голове, если иметь слабое представление о них и действиях с ними.
- Сначала дитя учится считать в прямом и обратном порядке с помощью стишков, потешек, утилитарных упражнений во время прогулки, принятия пищи игры (посчитать, сколько объектов на столе, машинок в гараже, птичек на дереве). Знакомится с цифрами, разузнает, что они обозначают, учится соотносить цифру и количество.
- Затем осваивает понятия «вяще — меньше», «поровну», учится сравнивать количество предметов, размеры.
- После этого знакомится со сложением и вычитанием, разузнает смысл этих действий. Все примеры носят наглядный характер (к двум яблокам дитя придвигает еще 2 яблока и считает, сколько получится).
- Учится считать объекты глазами, проговаривает сначала вслух действия и результат действий, а после — шепотом:если добавить к 4 машинкам еще 2, то получится 6.
- Многократное повторение поступков приведет к тому, что малыш научится распознавать примеры, с которыми уже трудился и называть результат вслух, минуя этап проговаривания.
Важно на этапе обучения счету заинтересовать ребенка, поддерживать его в случае неуспехи и радоваться вместе с ним победам, пусть даже и маленьким. Когда малыш научится находить в уме, навык нужно будет развивать, знакомя школьника с различными зачислениями и методиками.
Развитие навыка счета в уме
- Совершенствование умения работать с числами в голове.
- Знакомство с новоиспеченными приемами и методиками.
- Тренировка умения подбирать оптимальный алгоритм решения в любом конкретном случае.
Чтобы научиться считать быстро и правильно, значительно уделить внимание каждому направлению.
Умение работать с числами
- «Наименуй числа, в которых …» — указывается диапазон и условие, например «Наименуй числа от 5 до 50, в которых есть цифра 3» или «Назови все двузначные числа, в каких есть цифра 0». При выполнении данного упражнения важно разом прорабатывать все ошибки, допущенные учеником. Если он пропустил число или наименовал неправильное, то начинает сначала.
- «Ведение прогрессии» (диапазон и арифметические поступки зависят от возраста и развития навыка счета). Например, «Иди от 5 с шагом 3» или «Иди в возвратном порядке от 30 с шагом 4» — для детей начальной школы. Для тех, кто уже выучил таблицу умножения, можно подавать задания на умножение и деление: «Иди от 2, умножая все числа на 3».
- «Найди числа от 1 до …» — детям необходимо найти и назвать по порядку все числа в таблице.
- «Сравни числа» — ребята определяют, какое из них больше (меньше), на сколько;
- «Примеры» — школьникам предлагают разрешить в уме примеры, сначала простейшие (с маленькими числами), после отработки числа исподволь увеличивают. Не стоит знакомить ребенка с двузначными или трехзначными числами, если он не умеет в совершенстве выполнять поступки с числами до 5.
Приемы быстрого счета чисел
К сожалению, единого – универсального – способа, позволяющего решать все образцы одинаково быстро, просто не существует. Поэтому важно знать и уметь применять на практике несколько методов, из каких потом выбирать наиболее целесообразный.
- Чтобы быстро вычесть из числа 7, 8 ил 9, необходимо сначала вычесть 10, а затем прибавить 3,2 или 1 соответственно. Так: 45-9=45-10+1=36, или 36-8=36-10+2=28.
- Быстро умножить на 4, 8 и 16 тоже можно. Для этого необходимо сначала вспомнить, что 4=2*2, 8=2*2*2, 16=2*2*2*2. Затем просто умножить число на2 несколько раз: 6*16=6*2*2*2*2=96.
- Чтобы умножить число на 9, его вначале увеличивают в 10 раз, а затем от полученного отнимают первый множитель: 27*9=27*10-27=243. Этот зачисление позволит очень быстро найти результат умножения на 9, если не употреблять калькулятором.
- Некруглые числа при умножении на 2 удобнее округлить, а затем отнять или добавить (в зависимости от того, в какую сторону округляли) произведение оставшегося или недостающего числа на 2: 132*2=130*2+2*2=264, или 138*2=140*2-2*2=276.
- Аналогично числа делят на 2: 156/2=150/2+6/2=78, или 156/2=160/2-4/2=78.
- Чтобы умножить на 5, число делят на 2, а затем увеличивают в 10 раз (поступки можно произвести наоборот): 27*5=27/2*10 или 27*10/2=135.
- Подобные действия производят при умножении на 25: вначале делят на 4, а потом увеличивают в 100 раз (просто приписывают два нуля): 16*25=16/4*100=400. Разумеется, таким способом удобнее пользоваться, когда первый множитель делится без остатка на 4. Установить, делится ли число на 4 без остатка несложно (нетабличные случаи): число, заключающееся из двух его последних цифр, должно делиться на 4. Например, число 124 делится на 4 (24/4=6), а 526 – нет (26 не делится на 4 без остатка).
И еще одинешенек способ умножения на многозначного числа на однозначное – нужно умножить разрядные слагаемые на другой множитель и результаты сложить. Например, 424*5=400*5+20*5+4*5=2000+100+20=2120.
- При умножении однозначных чисел, итог не превышает 81: 9*9=81.
- Аналогично, 99*99=9801, поэтому результат умножения двузначных чисел не должен быть вяще этого числа, а при увеличении трехзначных чисел максимальное число – 998001.
Отработка навыка счета в уме
Показанные выше алгоритмы – это основа для развития навыка устного счета. Научиться находить сложные примеры можно только при регулярной тренировке, доведении использования навыка до автоматизма.
- Создать игровую ситуацию, превращающую повседневный учебный процесс в интересный и необычный процесс.
- Поддерживать увлеченность ребенка увлекательным материалом постоянной сменой деятельности.
- Создать дух соперничества – осознание, что некто может сделать лучше, заставит стремиться к новым достижениям, такие дела будут более эффективны, чем заучивание «в одиночку».
- Фиксировать личные достижения, устанавливать новые цели по достижению новых вершин.
Умение концентрироваться на решении задачи в любой ситуации (даже когда помешивают другие) также способствует развитию навыка счета (да и не только). Упражнять эту способность можно, решая примеры при включенной музыке или, находясь в шумной компании.
Чтобы ребенку не сделалось скучно, важно научиться бороться с этим чувством. Психологи рекомендуют использовать для этого любые поступки: например, рассматривать, что происходит за окном, или наблюдать за движением часовых стрелок. Если малыш научится справляться со тоской, направлять свою энергию в нужное русло, то на уроках он сможет освоить больший объем информации, что положительно скажется на его успеваемости.
Как помочь ребенку скорее считать в уме — маленькие хитрости
[embedded content]