С поступлением в начальную школу выходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него сейчас занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом проблеме действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на заданье требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться весьма долго.
Содержание:
Как развить навык устного счета?
Многие педагоги не рекомендуют приучать детей находить на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент вечно находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то дитя будет испытывать затруднение.
Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы отыскать результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и пришагать к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не всегда. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.
- Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен вначале развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько предметов одновременно.
- Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
- Беспрерывные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить стремительность и качество счета.
Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: ведая удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно скоро решить необходимый пример.
- Речевой – перед выполнением действия дитя сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Так, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, необходимо назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
- Двигательный – вначале добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, после делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые поступки.
Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых различными методиками.
Методика Зайцева
Позволяет воспитать ребенка логически размышляющего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических поступках с числами.
Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно демонстрирующие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).
Сначала дитя знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим поступкам с изученными цифрами.
Видеоурок с детьми по своей методике коротает Зайцев Н.А.
[embedded content]
Методика Полякова
Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячеями, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.
Даже смышленый ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не сообщает о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.
Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришагало еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается проблема: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный проблема, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.
Постепенно задачи усложняются, ребята учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.
Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова
[embedded content]
Алгоритмы
Скоро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:
- Чтобы отнять 9, можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, лишь потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
- Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы вышло 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом сквозь десяток.
Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:
27+38=(27+40)-2=65
27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65
В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается добавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – итоги.
При вычитании удобно округлять вычитаемое:
95-29=(95-30)+1=64
Или вычитать поразрядно: 75-24=75-20-4=51
Тренинги
Важный этап для развития навыка считать в уме.
- «Магазин». Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Стоимости на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
- «Веселый счет». Взрослый кидает ребенку мяч и именует пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на стволе.
- «Цепочки». Дается цепочка примеров, детям нужно найти последний результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.
Если ребенок будет регулярно находить в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут расцветай базой для изучения таблицы умножения и выполнения арифметических действий с трехзначными числами.
Видео сюжет расскажет, как научить школьника скоро считать в уме — не ментальная арифметика
[embedded content]
Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.