Убранству с арифметическими действиями происходит знакомство с такими абстрактными понятиями, как «вяще», «меньше» и «равно». Определить, с какой стороны больше объектов, а с какой – меньше, ребенку не составит особого труда. Но вот постановка знаков порой возбуждает затруднения. Усвоить знаки помогут игровые методы.
«Голодная пташка»
Для игры понадобится знак – раскрытый клюв (знак «больше»). Его можно вырезать из картона или сделать вящую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно наклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся.
После этого наглядно показывается, что птичка открывает нос в сторону, где больше предметов.
Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а дитя определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв. Если не удастся верно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторонку большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, необходимо правильно приклеить клюв.
Примеры можно разнообразить, заменив пташку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторонку большего числа.
Могут попасться необычные ситуации, где количество объектов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит – значит, внимательный.
За это необходимо обязательно похвалить, а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же равные, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак именуется «равно».
Стрелочки
Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, демонстрирующими в разные стороны.
Сложности могут возникнуть при чтении оборотов. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочесть выражение. Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, значит знак «меньше». Если она показывает направо, то знак читается: «вяще».
Упражнения на закрепление
После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.
- «Поставь знак» (4 и 5 – необходим знак «меньше»).
- «Больше-меньше» — ребенок большим и указательным пальцами обеих рук демонстрирует знаки, сравнивая размеры различных предметов или их количество (самолет вяще стрекозы, земляника меньше арбуза).
- «Какое число» — стоят знаки, написано число с одной сторонки, нужно догадаться, какое число будет с другой стороны (в обороте «_<5» на месте пропуска могут стоять числа 0 – 4).
- «Допиши числа» — нужно правильно поставить числа слева и справа от показанного знака (число 8 будет стоять слева от знака «больше», а число 2 – справа).
Для развития логики и мышления можно дополнить упражнения такими заданиями:
- «С какой сторонки убежал предмет?» — слева нарисовано 3 треугольника, справа – 2 квадрата, а между ними стоит знак «=». Дитя должен догадаться, что справа не хватает квадрата, чтобы равенство было неизменным. Если не получается это сделать сразу, можно решить задачу утилитарны, добавив сначала слева треугольник, а затем – справа квадрат.
- «Что необходимо сделать, чтобы неравенство стало правильным?» — с учетом ситуации дитя определяет, с какой стороны нужно убрать или добавить предметы, чтобы знак стоял верно.
Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно
[embedded content]