Все нижеприведенные методики ранее уже бывальщины опубликованы в авторитетных источниках. Предложенные вашему вниманию диагностические тесты верны, конкретны, достоверны и просты. Экспресс- диагностику могут проводить не лишь молодые родители, но и бабушки с дедушками. Данные тесты используются психологами во пора массовой диагностики при приеме детей в первый класс. Сразу желаем отметить, что они не оценивают личность ребенка, а позволяют лишь диагностировать его физиологическую и психологическую подготовленность. Прежде чем тестировать ребенка, его необходимо подготовить к этому процессу. То имеется создать психологически комфортную обстановку. Родители должны объяснить ребенку, что ему никто не собирается устанавливать оценки за ответы и выносить «приговор». Тестирование проводится с единственной мишенью — узнать насколько он уже готов к школе и над чем еще стоит поработать.
Содержание:
Физиологическая готовность — основные критерии
Мы повергнем несколько тестов, которые помогут понять родителям – насколько их дитя физиологически готов к школе.
Известный российский биолог В. Сонькин выявил закономерность, на основании какой разработал собственную диагностику, получившую в научном мире название «Филиппинский тест».
Наблюдения показали, что в году шести-семи лет здоровые дети переживают «полуростовой скачок», в результате какого у них резко увеличивается длина конечностей – рук и ног. Кроме того, наблюдается существенное увеличение полушарий головного мозга.
Суть Филиппинского теста заключается в том, что ребенку дается задание – обхватить башку одной рукой и дотянуться до противоположного уха. Дети до пяти лет сделать этого не в состоянии. Если дошкольник легковесно дотягивается до уха, то по своей конституции и физиологическому развитию он соответствует общепринятым нормам. Разумеется, в данном случае все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Отдельный дети легко выполняют этот тест в шесть лет, некоторые в семь. По суждению ученых, детям, выполняющим данный тест без особых усилий, учеба в школе дается легковесно. Данное заключение основывается на том, что полуростовой скачок произошел и оба полушария мозга у ребенка претерпели необходимые реорганизации.
Родители дошкольника обязательно должны ведать — какая рука у ребенка является доминирующей. То есть «правша», «левша» или «амбидекстр» (дитя, который владеет обеими руками одинаково). Как правило, внимательные родители и без проведения добавочных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом увериться. Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.
Задание № 1
Дитя должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука очутилась сверху.
Задание № 2
Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большенный палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.
Задание № 3
Посадите ребенка за стол и возложите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом дистанции от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой дланью он возьмет расческу. Запишите результат.
Задание № 4
Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладоша оказалась сверху.
Задание № 5
Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите навернуть нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.
Задание № 6
Если дома имеется игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой длани окажется дротик.
Проанализировав записи, родители без труда смогут установить, какая рука у ребенка является «ведущей».
Как правило, «леворукость» передается по наследству. У левшей за образное мышление отвечает левое полушарие, за логику и математические способности – правое. У «правшей» все навыворот. Встречаются детишки, которые одинаково владеют и правой и левой дланью – амбидекстры.
Еще совсем недавно в советских школах «леворуких» детей всеми мочами переучивали и заставляли пользоваться при письме только правой рукой. Ныне психологи единодушны во мнении, что делать этого нельзя. Поэтому родители должны предупреждать преподавателей, что их ребенок левша и настаивать, чтобы он писал правой рукой не надо. Детей амбидекстров необходимо просто постараться сосредоточить на работу правой рукой. Если ваш дитя упорно перекладывает фломастер, карандаш, ложку из одной руки в иную – не мешайте ему это делать. Он сам сумеет адаптироваться и выбрать, какой рукой ему спокойнее выполнять те или иные действия.
Конечно, проверить физиологическую подготовку ребенка к школе поможет и медосмотр, какой проходят все детишки дошкольного возраста. Подойти к этому мероприятию родители должны со всей ответственностью. Особого внимания заслуживают ребята, которые родились в осенние месяцы, ведь они пойдут в школу чуть-чуть ранее. Но иногда это «чуть-чуть» может сыграть существенную роль в готовности ребенка к школьной нагрузке.
Психологическая готовность к школе — тесты на логику, внимание
- Интеллектуальную готовность дошкольника.
- Коммуникативную.
- Мотивационную.
- Эмоционально-волевую.
Понять, как ваш ребенок психологически готов к обучению, поможет нижеприведенные опросники и тесты.
- Скажи, пожалуйста, кто выше – жираф или конь? Кто больше слон или волк?
- Трава зеленая, а море ….
- Утром ты завтракаешь, а вечерком …
- Днем светло, а ночью…
- Москва, Киров, Новгород – это что?
- Бананы, персики, абрикосы, яблоки – это? А помидор, огурец, капуста – это?
- Посмотри на часы и произнеси, который час?
- Для чего опускается шлагбаум, прежде чем на путях появится поезд?
- Хоккей, футбол, плавание, теннис – это?
- Совершенно маленькая корова – это теленок? А маленькая собачка – кто?
- Ты сможешь назвать несколько транспортных оружий?
- Для чего в автомобиле есть тормоз?
- Чем похожи друг на друга кошечка и белка?
- В чем отличие гвоздя от винта? Ты бы смог их отличить и как?
- Летом горячо, зимой…
Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, лист бумаги и попросите нарисовать мужа. Задание должно звучать так: «Нарисуй мужчину!» и никаких дополнительных пояснений. Если дитя начнет задавать вопросы, следует повторять только эту фразу.
Рисунок оценивается на 5 баллов, если дитя нарисовал фигуру мужчины, состоящую из головы, туловища, рук и ног. На голове есть волосы или головной убор. На лице выделены глаза, нос, рот. Голова соразмерна туловищу. Ребенок нарисовал уши. Руки на рисунке заканчиваются кистью. Обратите внимание на персты. Сколько пальчиков нарисовал ребенок? На фигуре должна быть нарисована мужская платье. Если ваш ребенок нарисовал «мужчину», состоящего из отдельных частей – он еще недостаточно подготовлен к делам в школе. Родителям следует подробно обсудить с ребенком его рисунок, разъяснив, где он допустил ошибки. На следующий день можно изменить задание и попросить нарисовать даму.
На листе бумаги напишите небольшое предложение. Так: « Я ем суп». Попросите ребенка скопировать, написанную вами фразу на этом же листе рядышком.
Если дошкольник довольно точно скопировал надпись – то он полностью готов к обучению.
Возложите перед ребенком коробку с карандашами, попросите его:
- Показать самый ясный цвет.
- Самый темный.
Затем, попросите разложить карандаши одного цветового спектра по интенсивности. Так: голубой, синий, темно-синий.
Возьмите матрешку, попросите ребенка ее разобрать и показать самую вящую и самую маленькую фигурку. Попросите показать среднюю матрешку.
- Спросите ребенка – какое сейчас время года? А какой месяц? Какое пора года наступит после зимы? Лета? И т.д.
- Сколько дней в одном месяце, а в неделе?
- Сколько итого месяцев в году?
Разложите на столе десять небольших объектов, попросите ребенка запомнить их и отвернуться. Уберите один из предметов. Поворотившись, ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Тоже можно проделать с двумя, тремя объектами.
Расскажите ребенку короткий рассказ и попросите, чтобы он пересказал его папе или бабке.
Сегодня в интернете можно найти массу самых разных методов диагностики готовности ребенка к школе. Но мы разом хотим предупредить родителей, если ребенок испытывает определенные трудности или неверно отвечает на некоторые вопросы, паниковать не стоит. Желательно экспресс-обследование на физиологическую и психологическую подготовленность ребенка к школе коротать за полгода до начала занятий. За оставшееся до школы время можно вполне поспеть наверстать упущенное и восполнить все пробелы. Главное, правильно организовать домашние дела. Любому ребенку интересно узнавать новое. Особенно если получение новоиспеченных знаний проходит в игровой форме. Не забывайте хвалить ребенка, даже если итоги тестирования вас несколько разочаровали. Помните, ребенок старался!