Большинство родителей плачутся на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же мастерить? Как научить ребенка любить книгу?
— «Хочу гулять!»
— «Пока не прочтёшь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во немало семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку влюбленность к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.
Процесс чтения должен доставлять ему наслаждение. Как этого добиться? В этой статье мы попытаемся ответить на этот проблема, опираясь на педагогический опыт и советы детских психологов. Но для начала подавайте определимся с понятием «раннее развитие ребенка» и поговорим о современных методиках такого развития. Молодые мамы неминуемо сталкиваются с целой лавиной самых разных мнений по этому предлогу. Одни — утверждают, что процесс обучения ребенка должен начинаться с первых дней его появления на свет. Иные – уверены, что раннее развитие приносит больше вреда, чем пользы.
Безусловно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, разузнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Так, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Нездоровы ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.
Содержание:
Когда и чем может быть нездорово ранее развитие?
- Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий грядущей развитие человека.
- Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот житейский период может привести к необратимым негативным последствиям.
- Нейрофизиологи, опираясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в году до трех лет.
Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книжку «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер обосновывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей окружения и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – ребяческий мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книжка получила большую популярность во всем мире. Есть много приверженцев данной методики, но имеются и ярые противники.
Безусловно, все мамы влекутся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с поддержкой книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне положительным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, жажда удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это крепко! Не уверены!
К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом сообщают многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Собственно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не желает заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило вином таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад основы обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения нынешних методик раннего развития.
- Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, показаться энурез, нервный тик, заикание.
- Малыш может жаловаться на головные хворай, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
- Обучающие дела, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
- Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В заключительную очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего неплохого ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, носясь и играя.
- Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вырванная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем повергнуть к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные районы мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
- Мы не сделаемся слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не произнести о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Махонький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
- Нарушения в развитии мозга могут ходить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, нехорошо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они апатически, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
- Большинство ребяческих врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, разумеется же, родителям.
Когда лучше начать учить ребенка читать — суждения специалистов
Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению почитается период с 4-6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Уместно, и времени до поступления в школу предостаточно.
Многих родителей интересует вопрос: «Можно ли самостоятельно без участия специалистов распознать готов ли дитя к обучению?» Безусловно, можно. И сделать это совсем нетрудно. Чтобы дела не были в тягость и доставляли удовольствие ребенку, он должен обладать кое-какими навыками и знаниями.
А именно:
- У ребенка не должно быть логопедических проблем. Если малыш не выговаривает определенные звуки, родители должны показать его логопеду. Доктор подберет необходимые упражнения для развития речи. Возможно, правильно выговаривать звуки ребенку мешает короткая уздечка языка. В стоматологической поликлинике хирург подрежет уздечку, и проблема будет разрешена. Для ребенка этот процесс проходит легко и практически безболезненно.
- У ребенка должен быть раскручен фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
- Он отлично ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, книзу, вверх.
- Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
- Он проявляет открытый интерес к чтению.
Обучение надлежит быть выстроено с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Методик обучения чтению есть довольно много.
- Одной из наиболее эффективных считается традиционная методика обучения чтению по азбуке. Смысл занятий заключается в последовательном изучении букв,
Как и когда обучать читать гиперактивного и неусидчивого ребенка
Многие мамочки гиперактивных детей уверены, что научить их ребенка декламировать до школы невозможно. Однако это ошибочное мнение. Конечно, для неусидчивого ребенка необходимо подбирать специальные методики обучения.
Например, обучение чтению по азбуке Жуковой. Логопед Надежда Жукова предлагает интересную логопедическую методику складывания слогов. В азбуке много красочных картинок, которые нравятся детям. Для родителей на страницах книжки имеются подробные рекомендации. По мнению многих мам гиперактивных детей, эта методика (в отличие от многих других) позволяет заинтересовать ребенка.Недурные отзывы получила и компьютерная программа «Баба Яга учится читать». Эта программа воображает собой сказочную азбуку в стихах. Яркая мультипликация, забавная анимация, увлекательные волшебные герои способны привлечь внимание даже самых егозливых детишек. Чтобы отыскать и вернуть буквы в азбуку маленькие игроки должны будут минуть десять непростых испытаний. В ходе этой игры дети не лишь научатся читать, но и попытаются составлять забавные стишки. На диске записано немало музыки, непоседам непременно понравятся веселые песенки и озорные припевки.
- Детские психологи рекомендуют родителям воспитывать усидчивость у детей с самого раннего младенчества. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте более пятнадцати минут. При выборе методики эту особенность необходимо учитывать.
- Специалисты рекомендуют сквозь каждые пятнадцать минут обучения давать ребенку время на досуг.
- Начинать родители должны с чтения сказок вслух. Но взрослым не вытекает превращаться в «читающих рабов».
- Как только ребенок втянется в процесс, инициативу необходимо передать ему.
- Слишком активным детям с нарушением внимания необходимо обзавестись специальные развивающие игры. Их в продаже довольно много. Полюбив занимательные игры в слова, дитя сможет плавно перейти к чтению.
Поделитесь с друзьями: