По нынешним стандартам ребенок, идущий в первый класс, должен уметь декламировать по слогам. Не все дети осваивают чтение в детском саду, поэтому доводится с ними заниматься дома. Важно начать процесс вовремя, использовать в труду индивидуальный подход, тогда ребятам будет учиться интересно и легковесно.
Готовность к обучению
Конкретный возраст, с которого нужно начинать обучение, наименовать трудно. Ведь у каждого ребенка имеются свои особенности.
- Первые ратифицируют, что глазная мышца, отвечающая за остроту зрения, укрепляется до 5-6 лет. Большие нагрузки на очи в это время будут способствовать развитию близорукости.
- Вторые добавляют, что осознанное восприятие любой информации у ребенка начинается с пяти лет, перегрузка ребяческой психики может привести к нарушениям психоэмоционального состояния.
- Речь: связная и продолжительная. Ребенок может понятно сформулировать свою мысль, строит предложения.
- Произношение: четкое. Детям сложно идентифицировать и выговаривать те звуки, которые они неправильно произносят. Если ребенок старше пяти лет, то вытекает обратиться с проблемой к логопеду.
- Развитое логическое мышление, ориентирование в пространственных понятиях «лево-право»; «верх-низ».
- Усидчивость и концентрация внимания: дитя должен увлеченно заниматься каким-либо делом хотя бы 10 минут.
- Заинтересованность: познавательный заинтересованность будет хорошим помощником в учебе.
Заинтересовать ребенка в чтении легче собственным образцом. Замечено, что если дома родители читают, то и ребенок быстро обучается читать. Красочные книги и детские энциклопедии также помогут мотивировать к обучению.
Подготовительная труд
Подготавливать к чтению начинают с ранних лет. Эти действия преследуют две основных задачи: раскрутить фонематический слух и чувство ритма. Для этого родители разучивают совместно с детьми потешки, прибаутки, рифмовки, небольшие песенки, протопывая или прохлопывая ритм.
- «Похожие слова». Дети среди карточек выбирают те, наименования которых похоже по звучанию: например, речка-печка.
- «Хлоп-топ». Если взрослый именует слово правильно (лошадка), то ребенок хлопает, неправильно (крошатка) – топочет.
- «Найди ошибку». Взрослый произносит фразу, дети должны отыскать ошибку. Например, «По небу плывет ручка» — не ручка, а тучка.
- «Как сообщает …(собака)». Дети повторяют звуки.
- «Первый звук». Произносят слово и определяют первоначальный звук, сколько всего звуков.
Развивающие игры можно коротать не только дома, но и в гостях, в очереди за хлебом и т.д.
Секреты обучения чтению
- Ребенок должен быть готов к обучению не лишь физически, но и психологически.
- Основной мотивацией к обучению должен быть сформированный познавательный заинтересованность. Нельзя заставлять ребенка выполнять задания, это может провоцировать угасание жажды и назревание конфликта.
- Нужно подобрать оптимальную методику. Для маленьких детей подойдет методика Е.Бахтиной, детям попрестарелее понравится букварь Н.Жуковой или А.Ткаченко.
- Занятия должны длиться недолго (не немало 15 минут), в зависимости от уровня интереса их можно проводить каждодневно или через день.
- Оценивать возможности маленького ученика нужно реально. Все ребята разные, и все по-разному воспринимают информацию. Не стоит критиковать и сравнивать успехи-неудачи своего ребенка с иными. Иначе чтение для детей станет самым нелюбимым предметом.
Правила
- Начинают обучение с гласных звуков (а, и, о, у, ы, э). Необходимо объяснить основное отличие произношения этих звуков от согласных (атмосфера не встречает преград во рту, звуки можно пропеть). В это же время начинают складывать гласные литеры в простые слова: ау, уа, Иа, оу.
- Изучение согласных начинают со звонких твердых звуков (м, н, р, л). В это же пора определяют особенность согласных (есть преграда). По мере изучения любого звука (не буквы!) составляются слоги. После открытых слогов (на, ма) изучаются затворённые (ан, ам). Потом осваивают глухие и шипящие.
- Когда ученик поймет, что можно складывать литеры в слоги, приступают к чтению слов по слогам. Сначала составляют слова из равных слогов (ма-ма, па-па), затем осваивают слова посложнее («ко-н», «ра-к»), после рассматривают конструкции, типа «о-рёл», «а-ра». Когда несложные слова будут освоены, переходят к чтению сложных слов, заключающихся из трех и более слогов.
- Изучая гласные, состоящие из двух звуков (я, ю, ё, е), вначале читают слияние звуков (й+а), а затем вводят название самой литеры (я). Сравнивают чтение буквы в начале слова и после согласных.
- При изучении мягких согласных поясняют, что отдельный буквы могут обозначать 2 звука, в зависимости от того, какая гласная литера за ней стоит: мяч, после «м» стоит «я», звук «й» служит для смягчения согласного.
- В заключительную очередь изучают «ъ» и «ь».
- Следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Всю информацию подавать дозировано, чтобы ребята не запутались.
- В игровой форме нужно закреплять пройденный материал. Перед изучением новоиспеченного нужно обязательно повторить ранее изученное. Не следует переходить к вытекающей букве, если предыдущая освоена недостаточно.
Чтобы ребенку было увлекательно заниматься, можно:
- Использовать красочные кубики с буквами.
- Или собственноручно изготовить их (слепить из теста или сшить).
- Использовать занимательные игры: «Персонаж на литер…», «Слова» (назвать как можно больше слов на одну литер, или называть по очереди слова, которые начинаются на последний звук предыдущего).
- Игра в школу: ребята в игровой форме закрепляют материал, объясняя его взрослым ученикам; родители могут написать диктант, а «преподаватель» его, конечно, проверит и поставит отметку.
Действенный метод мотивирования – это похвала. Восхвалять нужно за все: правильно назвал букву, смог прочитать слог, слово, увидал ошибку и исправил ее. Со всеми сложностями помогут справиться терпение, влюбленность к ребенку и желание его научить читать.