Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

0
433

В сегодняшнее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное понятие о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка представляют постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и совершенства.

Подготовительная беседа

Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в подневольности от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать неплохие поступки – значит, делать добро.

За совершение правильных поступков персонаж получает награду:

  • Неимущий сапожник становится богатым (сказка «Маленькие человечки»).
  • Сын бедняка женится на принцессе (сказка «Кот в сапогах»).
  • Неимущая трудолюбивая девушка получает завидного жениха («Крошечка-Хаврошечка», «Дары феи»).

Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения фантастических событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему проблема: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, свершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»

Объяснение понятия «честь»

После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчишки подрались.

Дети рассуждают:

  1. Хороший ли это поступок?
  2. Можно ли обоих мальчишек считать виновными?
  3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Отчего?

После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть какой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в итоге чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она произнесла, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он бился за правильное дело.

После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчишку, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное касательство со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

В войне со злом человек сохраняет свою честь.

Дети вспоминают, когда они слышали слово «честь»:

  1. Во пора игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит провести.
  2. Обещая что-то, дают честное слово.
  3. Когда говорят о чествовании победителей (это мастерят в знак уважения за хорошие поступки).

Значит, честь – это уважение опоясывающих, репутация человека. Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек усердствует вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют платье. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается порицанию и неприятию.

Честь – это доброе имя человека, уважение к нему со стороны опоясывающих за соблюдение норм морали, верность долгу, честность и справедливость. Если человек умеет содержать слово, верен моральным принципам, помогает слабым в трудной ситуации, то его именуют человеком чести. Потерять это качество несложно – достаточно совершить любой бесчестный провинность.

Объяснение понятия «достоинство»

У человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, исподволь формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Совершенство можно сравнить с одеждой человека – это его материализовавшиеся поступки и мысли: чем они вернее и честнее, тем красивее наряд, тем комфортнее и увереннее человек себя в нем ощущает. Детям постарше можно сказать, что достоинство сродни словам «достоверный», «до 100 %» — человек имеет натуральные, подлинные качества.

Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей наружности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может почитаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть состоятельным и знаменитым, чтобы поступать правильно. Такого человека распознать легковесно: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не терпим к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

Понятия совершенства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может находить себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать беспорочно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое происходит непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

Разговор с подростком

Поговорив с подростком о чести и совершенстве, необходимо побеседовать и о том, как нужно себя вести, чтобы не запятнать славу:

  1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры опоясывающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на кража, распитие алкоголя, курение).
  2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять совершенства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
  3. Следить за нормами поведения, усердствовать избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девическую честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Совершенство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.


Подростки

Необходимо научиться уважать в первую очередь себя, и не поддаваться на провокации со сторонки окружающих. Только так можно достичь внутренней гармонии и счастья.

Достойные люд в литературе

Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

Для меньших школьников подойдут:

  • Л.Пантелеев «Честное слово» — маленький мальчик смог удержать слово, данное взрослым ребятам благодаря случайному прохожему.
  • С.Я.Маршак «Рассказ о незнакомом герое» — незнакомый парень совершает смелый поступок, спасая девочку в пожаре.
  • С.Михалков «Три товарища» — пленные предпочли помереть, сохранив свою честь, вместо того, чтобы совершить предательство.
  • В.Железняков «Чучело» -Лена обнаружила себя достойно и смело, несмотря на угрозу стать изгоем в коллективе, миновав с достоинством все испытания.
  • А.Лиханов «Мой генерал» — благородный и честный Антон Петрович обучает своего внука, который оказывается ему неродным, сохранять достоинство в любой ситуации, смотреть терпеливо к окружающим.

Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчишка не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет почтение к себе со стороны своего друга и самоуважение.

С подростками можно обсудить такие созданья:

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — здесь противопоставляются Гринев – образец чести и порядочности – и Швабрин – топорный, эгоистичный человек, не имеющий совести.
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» — история о двух родимых братьях, один из которых умер в ужасных муках, сохранив честь, а иной предпочел предательство.
  • Л.Н.Толстой «Война и мир» — герои по-разному проявляют честь и совершенство в испытаниях: Андрей Болконский отличился в Бородинском сражении, Наташа Ростова беззаветно помогала раненым, а Пьер Безухов горел желанием избавиться от противника.
  • В.Каверин «Два капитана» — два порядочных капитана, одинешенек из которых смог доказать честное имя другого, пожертвовав личными касательствами.

Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, поддержка слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

Литература для подростков

Притча о Чести

Вихрь, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видали вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они произнесли, где их можно найти:

Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся наверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда товарищи спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно отозвалась:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником раз, не встретится со мной уже никогда.

Честь и достоинство: примеры из истории

Ранее честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люд порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

Примерами защиты чести можно находить:

  1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
  2. Из-за обыкновенной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
  3. Двукратно стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал кончины.
  4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
  5. Шли на самоубийство обанкротившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

Период Великой Отечественной войны узко связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Отечеству, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если соединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

Это этап был серьезным испытанием для многих:

  • Хлеб и другие продукты выдавались по карточкам. Раз мальчик увидел, что одна из женщин уронила карточку, украдкой возвысил ее и получил дополнительную порцию хлеба. Радостный пришел он домой, но мама вместо того, чтобы похвалить, произнесла ужасные слова: «Лучше бы ты умер». Она его любила, но понимала, что даже дети должны уметь отвечать за свои поступки. Отняв женщину карточки, он, вероятно, лишил ее жизни… Из этого мальчика вытянулся высоконравственный человек, ведь он на всю жизнь запомнил этот урок.
  • Еды было весьма мало, поэтому люди стали есть кошек. Немногим удалось сохранить питомцев. Одна из хозяек повествовала, что жили у них попугай и кот. Отдав последние зерна птичке, они уже не ждали чуда. Раз они оставили клетку открытой в то время, когда в доме был кот. Когда взошли в комнату, то увидели в клетке кота…, который спал, обняв попугая. Собственно этот момент позволили им понять, что животные порой бывают человечнее людей.

Вообще, честь – понятие сравнительное. Каждый понимает его по-своему, основываясь на свои моральные устои и принципы. Некто считает, что быть человеком чести, значит, в случае оскорбления отплатить обидчику, чтобы не прослыть «тряпкой» и «размазней». Для другого – это достойное поведение в случае назревающего конфликта: морозная, невозмутимая реакция в ответ на оскорбление. Ребенка нужно подвести к пониманию этих слов, а как себя вести после он решит сам.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here