Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

0
342

Дитя пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой довольно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и мочи, которые можно было бы потратить на другое, более интересное дело?


Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот тут без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют смысл учебы.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на ребяческий вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы устроиться в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь усердствовать – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые места)».
Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не соображают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне весьма нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто запугивают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с алым дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую попросту не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальней: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот тут можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Безотносительно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и говорить, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть дитя перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жития. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле пришлось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не упадая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально существовать:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физиологическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет соображать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в нынешнем обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Рассчитаться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти пункт жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в вселенной. Получить эти навыки поможет учеба.

Таким образом, учиться – значит самосовершенствоваться, становиться лучше, получать те умения, какие пригодятся в жизни. Это не просто нужно, но и полезно! А если правильно прийтись к этому процессу, то учеба превратится в увлекательное занятие.

Подросткам можно разъяснить значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение изготавливать все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как последствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.


Разговор с подростком

Понять смысл учебы поможет также собственный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много получаю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Значительнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Здесь правильнее слова: «Я обожаю учиться – это интересно и полезно, потому что помогает мне стать лучше». И пояснить, как это – лучше (целеустремленнее, блаженнее, спокойнее и т.п.). И, конечно, подтверждение своих слов конкретным образцом. Только в этом случае дети поверят, что учиться нужно!

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было обучаться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет нужда этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, работая наедине с педагогом.

Чтобы не отбить желание учиться, со стороны родителей значительно придерживаться следующих правил:

  • Собственным примером показывать, что узнавать что-то новоиспеченное – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для дел пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и руководства к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: воспрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие руководства детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через пора психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Итоги показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низенький уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить вытекающее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность, если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подмахнёт тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Ныне у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать. У любого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не необходимо заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут содействовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жития в коллективе. Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Повествовать о своих неудачах и успехах, советоваться. Хорошие отношения с родителями – заклад спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семейства в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если объект преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать заинтересованность к нему у ребенка.

Совместное чтение

С другой стороны, даже усиленное влияние преподавателя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старательности педагога.

Чтобы избежать этого, не следует:

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за нехорошие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, какие поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в этап неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Поделитесь с товарищами:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here