Дитя пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой довольно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и мочи, которые можно было бы потратить на другое, более интересное дело?
Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот тут без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют смысл учебы.
Учиться, чтобы жить хорошо
Зачастую, родители, отвечая на ребяческий вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:
- «Чтобы устроиться в университет (институт, академию)».
- «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
- «Не будешь усердствовать – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые места)».
- Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не соображают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне весьма нравится. Я хочу быть таким же!».
- Подростки решат, что их просто запугивают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
- Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с алым дипломом, но не смог устроиться на работу!».
Такое объяснение зачастую попросту не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальней: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»
Учиться, чтобы развиваться
И вот тут можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Безотносительно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и говорить, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть дитя перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жития. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле пришлось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не упадая, научился не за один день).
Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально существовать:
- Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
- Поддерживают физиологическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
- Речь позволяет соображать друг друга и т.п.
Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в нынешнем обществе:
- Прочитать инструкцию к прибору.
- Написать письмо другу.
- Рассчитаться за покупки в магазине.
- Выбрать интересный город для отдыха.
- Найти пункт жительства знакомых по адресу и т.п.
Без них очень сложно будет ориентироваться в вселенной. Получить эти навыки поможет учеба.
Подросткам можно разъяснить значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:
- Самодисциплина.
- Ответственность.
- Грамотность.
- Работоспособность.
- Самостоятельность.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Культурность.
- Умение изготавливать все мыслительные операции.
Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как последствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.
Понять смысл учебы поможет также собственный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много получаю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Значительнее – успешность, которая приведет к гармонии.
Мотивирование к учебе
Чтобы школьнику было обучаться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет нужда этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, работая наедине с педагогом.
- Собственным примером показывать, что узнавать что-то новоиспеченное – это интересно.
Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для дел пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и руководства к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».
Родители поделились на 4 группы: воспрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие руководства детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).
Через пора психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Итоги показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низенький уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить вытекающее правило.
- Позволять проявлять самостоятельность, если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подмахнёт тетрадь, заполнит дневник.
- Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Ныне у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
- Адекватно загружать. У любого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не необходимо заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут содействовать появлению негативного отношения к учебе.
- Спрашивать о школьных успехах, жития в коллективе. Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
- Повествовать о своих неудачах и успехах, советоваться. Хорошие отношения с родителями – заклад спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.
Роль семейства в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если объект преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать заинтересованность к нему у ребенка.
С другой стороны, даже усиленное влияние преподавателя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старательности педагога.
- При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
- Ругать детей за нехорошие отметки и нарушение дисциплины.
- Игнорировать учебный процесс.
Лучшие родители – это те, какие поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в этап неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.