Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

0
379

Дитя подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и преподавателей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват преподаватель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или преподаватель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность тащат, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие интересы детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в поступках которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физиологическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и физическое благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в долги родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются вытекающими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной существованием.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное касательство.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с преподавателями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Другой по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) отдана правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее пора не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого вытекает, что учитель в рабочее время:

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за поддержкой к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, мишени и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.
Долги классного руководителя несколько шире и предполагают следующие меры воспитательного воздействия на детей:

  • Узкое сотрудничество с родителями.
  • Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
  • Содействие установлению подходящей среды для развития личности школьника, классного коллектива.
  • Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с опоясывающими.
  • Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
  • Организация безопасной окружения для развития личности детей.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается война за его права.

Учитель выгнал с урока1

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка невозможно выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отнимать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить прибрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять писульку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет позволения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «дитя не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семейство имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших преподавателей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вырван перевоспитывать ребенка. При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным весом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторонок, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, работая каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В союзе родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право преподаватель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые пуще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человечьего достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать преподавателя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, какого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной конфигурации претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном облике. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что легитимные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и конфигураций воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со сторонки отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как обучать, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой конфигурации.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право пуще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на сетование на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование визиты родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Разумеется, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие папу и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематичны игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Спрашивать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при вторичном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической цивилизацией или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик есть в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Урок алгебры

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему собственных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в тяжелой жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить добавочные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по заболевания), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его объекту.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответственные органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с папой и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач преподавателя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен сделаться близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое деятельное участие в общепедагогическом процессе.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here