Содержание:
Ликвидировать вино
Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные поступки могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жития. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это выходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.
Нет интереса к учебе
Меньшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Отдельный дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать необходимо (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются вечно в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения доводится только мечтать.
Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе. Можно придумать систему поощрений за любое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по числу дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных объектов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Любое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до крышки пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).
Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь любой день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что новоиспеченного я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение пролетария дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что разузнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.
Промахи родительского воспитания
- Если школьнику постоянно напоминать о том, что он лентяй, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верует?
- Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его младенчество легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно попросту переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно освоить материал.
- Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или всегда смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книжкам.
- Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением заинтересованности к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).
- Поддержать ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
- Никогда не выполнять задания за школьника – это его труд. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
- Контролировать пора, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным образцом (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
- Установить пора отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут труды).
Пробелы в знаниях
Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут сообщать о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.
Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно адресоваться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.
Утомление
Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда пришагают домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному усилию, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большенное количество кружков и дополнительных занятий.
Чтобы избежать негативных проявлений утомления, важно обеспечить организму отдых. А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно мастерить домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, соснёт или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных объектов, переходя к более легким.
Конфликт с одноклассниками или учителем
Иногда вином «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный преподаватель.
- Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема дитятей воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
- Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как устроиться.
- Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
- Если преподаватель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.
Невозможно игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не лишь потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.
Или не заставлять?
По суждению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не вытекает. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней труды. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пробел этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому мастерить это не рекомендуется.
Советы психологов
Опытные психологи советуют не заставлять ребенка мастерить домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно суровые и добрые, справедливые и терпеливые.
- Необходимо уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и нравом.
- Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет управиться с любой неудачей.
- Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни бывальщины, нуждаются в родительской поддержке.
- Не использовать для поощрения учебной деятельности обучающихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет работать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.
- Если ребенок делает домашнее задание вечно в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять после будет не нужно.
- Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, познания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и немало, ведь часть уже будет выполнена.
- С младшего школьного возраста необходимо научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.
Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет психологический настрой: если дитя не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это неплохо.
- Можно получить неплохую отметку на следующем занятии.
- После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
- При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, дитя постепенно развивается.
Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный образец, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных мочах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.