Чтение – это сложный процесс, задействующий выговор, слух и зрение, способствующий развитию мыслительной деятельности. Этот навык позволит ребенку разузнать многое, и от него зависит успеваемость будущего школьника: чем лучше он декламирует, тем легче ему понять материал. Поэтому развивать беглость и правильность чтения необходимо обязательно.
Содержание:
Техника чтения
- Техническая – умение скоро и правильно читать.
- Смысловая – понимание прочитанного.
Для проверки техники чтения детям предлагают в течение минуты декламировать вслух незнакомый текст. В это время педагог анализирует качество чтения (скорость, правильность, выразительность). Затем ученику предлагают отозваться на пару вопросов, чтобы определить, насколько он осознал прочитанное. Непродуктивными способами почитаются побуквенное или отрывистое слоговое чтение, а продуктивными – плавное слоговое или цельными словами.
Если не улучшить качество чтения, то ученику в дальнейшем будет сложно усваивать вящие объемы материала. Ведь с каждым годом ученику задается все вяще устных заданий на дом. Чтобы усвоить материал, его нужно прочитать 2-3 раза. Чем лучше читательские способности, тем скорее ребенок справится с заданием, выполнит письменные работы и будет отдыхать. Нехорошо читающий ребенок, скорее всего не станет выполнять задание, какое займет слишком много времени.
Вполне возможно, что ребенок заблуждался и путался из-за волнения и страха. Поэтому стоит проверить технику еще раз в привычных условиях (так, дома). Если повторно были получены низкие показатели, вытекает разобраться, почему малыш читает плохо.
Причины плохого качества чтения
- Нехорошая память, приводящая к потере мысли, непониманию текста и снижению заинтересованности к чтению.
- Сложные труднопроизносимые слова.
- Невнимательность, отвлеченность.
- Низкий угол зрения: дитя видит слово частями, от этого ему трудно воспринимать его.
- Слабое ориентирование в тексте, возвращение к прочтённым строчкам, словам.
- Неинтересная литература.
Следует обратить внимание на его психическое и физиологическое развитие, болезни и окружающую обстановку. Также развитию читательской способности может помешивать боязнь ошибиться или низкая самооценка, отсутствие интереса.
Развитие техники чтения
Осознав вино некачественного чтения, необходимо ее устранить и направить все силы на помощь ребенку.
- Завлечь увлекательными книгами, содержание которых соответствует пожеланиям ученика.
- Использовать игровые методы для развития памяти, внимания, навыка чтения.
- Завести ежедневные «минутки» чтения (читать любую литературу не менее получаса).
- Прививать влюбленность к чтению собственным примером.
- Постоянно мотивировать малыша, повторяя, что он сможет добиться неплохих результатов, негативная мотивация («Если не будешь читать, то …») не содействует развитию познавательного интереса.
- Заниматься в соответствии с особенностями индивидуального ребенка, не сравнивая его с иными.
Не нужно торопиться достичь как можно больших результатов в короткий срок. Это чревато нервозным срывом и заниженной самооценкой в случае недостижения цели, а также утрате познавательного интереса.
- Малышам, приступившим к обучению и уже выучившим литеры, — столько коротких слов, сколько смогут.
- Читающим 30 слов/минуту – небольшие тексты, исподволь увеличивая число слов.
- Если ребенок прочитывает 60-80 слов, то им можно подавать для чтения полностью страницу, а если будет желание, то и две.
- Читающим вяще 120 слов можно предложить сначала прочитать 2 странички, исподволь увеличивая их число до 8.
Если объем чтения, заданный учителем для самостоятельного изучения, большенный, то можно договориться с ребенком о поочередном чтении: страницу читает он, иную – взрослый. Так он сможет отдыхать, а сам процесс не потеряет свою привлекательность.
Игры для развития навыка чтения
Заинтересовать ребенка и поддержать запомнить изученный материал можно с помощью игровой деятельности.
- «Найди букву» — найти нужную букву в магнитной азбуке, после – в написанных словах, и самое сложное – определить место буквы в произнесенном слове.
- «Какая литера лишняя» — найти лишнюю букву по какому-либо признаку. Малыш обучается сравнивать буквы, выделять общий признак и формулировать свою точку зрения.
- «Наименуй буквы» — ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе читает литеры в алфавитном порядке, стараясь назвать как можно больше.
- «На что похожа литера» — поиск «букв» в окружающем мире: «о» — солнце, «п» — арка.
- «Составь слово» — нужно составить как можно больше слов из карточек со слогами.
- «Угадай слово» — в записи слова отсутствует буква или слог ребенок определяет, что это за слово.
- «Отыщи слово» — ребенок ищет нужное слово в тексте, еще один вариант – среди списка слов он разыскивает то, которое есть в произнесенной фразе.
- «Пчела» — улучшить концентрацию внимания можно жужжащим чтением: дитя читает, но вместо слов произносит звук «ж».
- «Скороговорки» — чтение на стремительность. Перед проведением конкурса, нужно несколько раз перечитать скороговорку различными способами (вслух, про себя, по слогам, быстро-быстро, выразительно), чтобы дитя понял каждое слово. А потом уже провести конкурс: кто быстрее произнесет (прочтёт) прочитанное предложение.
- «Найди ударение» — в прочитанных словах ребенок устанавливает ударение поочередно на каждом слоге, затем проверяет, произнося их, выбирает верное.
- «Чтение по ролям» — при чтении соблюдать интонацию, соответствующую образу героев созданья.
- «Чтение про себя» — ребенок читает текст про себя, потом отвечает на проблемы по тексту.
- «Перевернутое письмо» — когда малыш будет декламировать без ошибок, можно учиться читать перевернутый текст. Таким манером, он сможет научиться идентифицировать целостные образцы букв, сочетать смысловое завершение с буквенным анализом.
- «Чтение наоборот» — нужно прочитать строчки справа-налево как можно скорее.
- «Слово в слове» — дети ищут слова, спрятанные в других словах (жеребенок — дитя), или составляют новые слова из букв определенного слова.
- «Параллельное чтение» — у взрослого и ребенка равные тексты, взрослый начинает читать, ребенок – следит. Когда первоначальный останавливается, малыш продолжает.
- «Составь предложение» — составление предложений из комплекта слов.
- «Чтение половины строчки» — линейкой сначала закрывают нательную часть строки. Ребенок пытается прочитать слова по верхушкам. Когда этот навык отработается, он обучается читать по нижним частям слов.
Тренировка техники чтения
- Отработка фрагментов. К действительному показателю (например, 40 слов в минуту) добавляют 30 слов. Дитя каждый день трижды перечитывает отрывок из 70 слов (в конкретном случае) вслух, усердствуя уложиться в минуту. Отработка продолжается в последующие дни, пока скорость чтения не достигнет 70 слов в минуту. Тогда к этому показателю добавляют еще 30 слов и усердствуют достичь уже новых результатов (100 слов в минуту). Основная задача – научиться декламировать 180 слов в минуту.
- Чтение «волной». Ребенок сначала декламирует текст, расположенный обычно. Потом читает на листе, повернутом под ровным углом, затем – перевернутый текст, и опять повернутый под прямым углом, но в иную сторону.
- Чтение таблиц. В таблице (сначала 4*4, потом число ячеек увеличивают) пишут буквы, слоги или слова. Ребенок перечитывает их столбиками на одном дыхании. Для увеличения угла зрения дитя должен прочитать их без ошибки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
- Чтение и пересказ. Если малыш декламирует плохо, то он слушает, а потом пересказывает. При этом важен сам факт пересказа, а не его качества (детали, от нужного лица).
Советы для родителей
Обучение чтению – это кропотливый труд, спрашивающий большого труда и терпения не только у ребенка, но и у взрослых. Ведь объяснять несколько раз одно и то же (вдруг малыш что-то не постиг) спокойно сможет не каждый. Но при этом любое резкое слово, попрек, крик уменьшат заинтересованность ребенка, а значит, понизят качество усвоения материала.
- Подключать к запоминанию как можно вяще действий: слово не просто визуально рассмотреть, а еще и составить из кубиков или написать, прочесть вслух, перемешать литеры и снова составить, или найти среди нескольких слов только что прочтённое.
- Занятия проводить каждый день, желательно в одно и то же время, чтобы держаться режима дня. Выбор времени можно предоставить ребенку, тогда он будет ощущать ответственность, ведь сам так решил. Конечно, не забыть про выходной, ведь дитя должен отдыхать от работы, как и родители.
- Не требовать от ребенка невозможного: когда он отдохнет, тогда сможет прочесть скорее и больше.
- Занятия проводить в позитивном настрое, не ругать чадо, восхвалять за все успехи, даже самые маленькие.
И еще: родителям нужно смириться, что малыш декламирует не лучше других, ведь он такой же человек, как и все. Значит, нуждается в понимании и поддержке.