Пятилетний карапуз – это уже не тот дитя, который буквально радовался всему, что его окружает. Он начинает самостоятельно размышлять, определять, что ему нравится, а что – нет. В этом году сознание малыша способно освоить достаточно большой объем информации, потому развивающие игры должны затрагивать все стороны жизни.
Содержание:
Направленность развивающих игр
Малыш влечётся узнать как можно больше об окружающем мире, высокий познавательный заинтересованность помогает усвоить огромное количество информации и научиться многому в этот этап.
- Навык чтения, умение распознавать литеры и складывать их в слоги.
- Навык счета, умение считать в уме.
- Фантазию и воображение – ребята любят слушать и сочинять сказки, на основе известного произведения можно придумать какой-либо игровой сюжет, с поддержкой сказок можно познакомить ребят с правилами поведения в обществе и законами нравственности.
В этом возрасте важно начать формировать умение выявлять причинно-следственные связи. Если приступить к этому ранее, то дитя может просто не понять, что от него требуется. Позднее, когда он пойдет в школу, этот навык ему весьма пригодится.
- Окружающий мир: ориентирование в сезонах года, днях недели и порах суток, знание своего имени, фамилии, адреса, умение отличать домашних и диких звериных, распознавание основных цветов и их оттенков.
- Математика: умение пересчитывать объекты больше десяти, делить геометрические фигуры на равные части.
- Память: запоминание до 10 картинок и объектов, умение быстро заучивать небольшие стихотворные произведения, пересказывать коротенькие созданья – сказки или рассказы, описывать картинки по памяти.
- Внимание: ориентирование среди объемных геометрических конфигураций, нахождение до 6 отличий между картинками, воспроизведение движений или узора по образчику, наблюдение за несколькими предметами сразу (до 10 предметов).
- Мелкая моторика: чистоплотное раскрашивание в пределах контура фигуры, завязывание узлов, лепка несложных фигур из пластического материала.
- Мышление: выделение лишнего предмета, воспроизведение модели из конструктора по образчику, нахождение до пяти отличий, выявление простейших причинно-следственных связей.
- Развитие выговоры: составление рассказа по картинке, воспроизведение стихотворений с выражением, различие гласных и согласных звуков.
Игры на развитие мыслительных процессов
- «Пазлы» — дети могут собирать их как индивидуально, так и в группе. Сложность картинки и размер частей зависит от возможностей детей. Игру можно видоизменить, придав ей математическую направление. На бумажном листе рисуют или распечатывают геометрические фигуры, делят их на равновеликие части и вырезают. Задача детей – собрать все фигуры и назвать их.
- «Ролевые игры» — одинешенек из детей становится врачом, а другие – пациенты, или подразделяются на учителя и учеников. Такие игры позволяют ребятам научиться выявлять причинно-следственные связи в поведении и выговоры взрослых.
- «Найди лишнее» — исключая лишний предмет по какому-либо примете, дети учатся проводить аналогии, выявлять сходства и отличия. Можно усложнить задание, подразумевая неоднозначный ответ (излишним может быть предмет другой формы или другого цвета).
- «Память». Детям демонстрируют 5-10 предметов. Они стараются внимательно их рассмотреть и запомнить в течение 30 секунд. После этого объекты сверху накрывают тканью, а дети перечисляют предметы по очереди. Кто не может наименовать – выбывает из игры. Побеждает тот, кто произнес последнее наименование. В награду его можно сделать водящим в вытекающей игре.
- «Веселый счет». Для этой цели подойдут занимательные задачи в стихах, слушая какие дети находят ответ в уме. Можно предложить детям пересчитать героев любого прочтённого произведения. Выслушав ответ каждого, посчитать вместе и похвалить победителя.
- «Внимание». Перед детьми в ряд выстраивают 5 различных игрушек. Ребята их внимательно рассматривают, стараются запомнить, затем отворачиваются или закрывают очи. Водящий убирает одну игрушку и разрешает посмотреть. Кто быстрее установит, какой предмет убрали и назовет его, выигрывает и становится водящим. Он будет запрятывать предмет в следующей игре. Постепенно игра усложняется: количество игрушек увеличивается до 10, их уже не запрятывают, а просто переставляют местами.
- «Найди фигуру». Дети в окружающих объектах ищут фигуры – сначала плоские (квадраты, круги, треугольники), а затем объемные (шар, куб, пирамида, конус). Если у ребенка возникают сложности с нахождением фигур, вытекает вспомнить их название, нарисовать, а потом уже искать.
Игры на развитие выговоры
Немаловажную роль в совершенствовании ребенка играет речь.
- «Интервью». Дети «превращаются» в известных персонажей, о каких журналист хочет снять репортаж. Ведущий – взрослый – по очереди задает «звездам» многообразные вопросы и них самих и происходящих в разное время событий. Некоторые проблемы можно сделать компрометирующими: «Правда, что прошлым летом в лесу вы отыщи самый большой гриб?».
- «Пальчиковый театр». Он помогает не только улучшать речь, но также развивать мелкую моторику и воображение: необязательно инсценировать всем популярный сюжет, можно его придумать самому. Куклы сделать очень попросту – нарисовать или распечатать и на бумаге, раскрасить, вырезать и приклеить на бумажные колечки, какие будут надеваться на пальцы.
- «Рифмач». Интересная игра по составлению рифмы. Взрослый кидает ребятам по очередности мяч и предлагает придумать рифму к названному слову.
- «Коллективная сказка». Детям предлагают сочинить сказку по иллюстрации. Вот лишь есть условие – они рассказывают ее по очереди, произнося только по одному предложению.
- «Одинешенек – много» — обучающая игра, способствующая развитию умения называть множественную конфигурацию существительных. Взрослый по очереди бросает мячик детям, называя существительное в один-единственном числе («стол»), дети возвращают мяч, называя множественную конфигурацию этого слова («столы»).
- «Где находятся животные». На картинке с изображением деревьев и кустарников крепятся карточки, на каких нарисованы животные. Дети по очереди говорят, кто и где находится (например, медведь за кустом). Если ответ верный – ребенок получает карточку, в противном случае она остается на месте. Кто соберет вяще карточек, побеждает. Игра направлена на развитие умения ориентироваться и описывать местопребывание предмета.
Физическое развитие ребенка
Когда дети что-то созидают, творят, мастерят своими руками, у них совершенствуются не только память, мышление и воображение. Такие игры содействуют развитию мелкой моторики, двигательных способностей – а значит, их физическому развитию.
- «Пластилиновая картина». Дети аккуратно размазывают пластилин на листе, усердствуя нарисовать таким способом какой-то предмет. Затем по очереди предлагают прочим отгадать, что изображено на картине.
- «Хлопки» — игра на внимание. Дети шагают по кругу. Ведущий поясняет, что, когда ни услышат один хлопок, то должны подняться в позу аиста, 2 хлопка – превратиться в лягушку, а 3 – продолжить ходьбу.
- «Запомни движение» — игра на развитие слухо-моторной памяти. Ребята повторяют движения за ведущим, а когда запомнят, то производят их в обратном распорядке.
- «Зеркало» — для развития наблюдательности. Дети стараются отобразить все действия ведущего. Кто заблуждается – выбывает из игры.
Вариантов игр можно найти или придумать много. Значительно, чтобы она не становилась скучной, а приносила только радость.
Не стоит забывать о похвале – вот двигатель прогресса в ребяческом возрасте. Только при таких условиях игра будет полезной и развивающей.