Вящую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Разумеется, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Потому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе дитя поддерживал осанку автоматически.
Зачем это нужно?
Позвоночник – опора для итого организма.
С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, потому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже преступлена.
С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следственно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» манер жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, опять усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.
Периодические дела физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неверной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть верно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья.
Как нужно сидеть?
Приучать к верной посадке необходимо с раннего детства. В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет бедствовать в постоянном контроле.
- Спина: ровная, позвоночник размещён вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, храня позвоночник ровным.
- Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
- Дистанция от груди до парты: равно раскрытой ладони.
- Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
- Ноги: размещены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет мерно распределить нагрузку на ягодицы.
При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех ровных углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые длани.
Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.
- Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое благосклонность позвоночника.
- Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
- Опускать обе длани – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет весьма трудно.
- Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, склоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
- Опираться горбом на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его долями.
Соблюдение правил целесообразно, когда сама мебель соответствует санитарным нормам:
Если меблировка не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет тяжело выполнить.
Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой. Она необходима для кратковременного досуга и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы утомятся, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это мастерить не рекомендуется.
При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не необходимо будет его менять, если ребенок вырастет.
Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они помешивают удерживать стабильную позу в момент сидения.
Как научить ребенка верно сидеть за столом?
Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – весьма трудно, особенно ребенку.
- Через любые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки, не вставая: потянуть длани вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Передохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
- Во пора отдыха полезно разминать ноги, вытянув их под партой полностью.
- Условиться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали, чтобы ребенок приспосабливался к различным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
- При работе с компьютером наблюдать, чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на дистанции около полуметра.
Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, немало получаса. У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в какой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и иным неприятным сюрпризам.