Порой между педагогом и учеником может возникнуть недопонимание, перерастающее исподволь в конфликт. Понятно, что ребенок остро реагирует на любую несправедливость и мастерит вывод, что учитель его невзлюбил, придирается к нему. В этой ситуации необходимо разобраться: действительно ли имеет место неприязнь, или действия педагога обоснованы.
Содержание:
Как частое явление?
Педагог – это тот, кто практически все свое время проводит с детьми. Узнавая их, он в любом находит что-то хорошее: один хорошо считает, другой бесподобно стихотворения декламирует, а третий никогда не унывает. Эти качества порой затмевают то, что у детей не получается, потому не любить их педагогу очень сложно.
Пусть даже не любить, а почитать за душевные качества. Поэтому само явление «нелюбви» к ученику на самом деле не такое уж и дробное, как кажется некоторым: порой школьники воспринимают строгость педагога как пристрастность, но не всегда их выводы верны.
Каких учеников не любят?
Неприязнь у педагога может возникнуть к ребенку, не соответственного идеалу ученика. У каждого учителя он разный: кто-то считает самыми значительными личностные качества, кому-то больше всего нравится дисциплинированность, а для кого-то основным являются знания. Сколько учителей – столько и мнений.
- «Неверный» авторитет, способный увести весь класс в кино вместо задания, сорвать контрольную работу только потому, что не желает делить внимание спреподавателем. Подобный ребенок умеет манипулировать людьми, стремится всеми правдами-неправдами добиться своего. Он не почитает старших, может оскорбить, причем, «бьет» всегда по самому нездоровому месту (еще один его талант – находить слабые места).
- Высокомерный дитя, привыкший считать, что Земля вертится вокруг него. Он презирает опоясывающих, угрожает родителями, если что-то идет не так, как ему хочется. Хотя на самом деле не воображает собой абсолютно ничего.
- «Жалобщик», который постоянно жалуется на преподавателя родителям (зачастую – безосновательно). Ему не нравятся трудные задания (голова от них хворает), плохие отметки (учитель не любит), за него заступаются родители, у него вечно виноват кто-то другой, а не он сам (даже если получил «2» за невыполненное задание).
- Парвеню, пререкающийся с педагогом по любому вопросу, даже если в итоге очутится неправ. Хорошо, если он старается обосновать свою точку зрения, а если будет настаивать на своем, несмотря на очевидность изложенных фактов? Преподавателя ценят упорство, а не упрямство.
- Ябеда или доносчик. С одной стороны неплохо, ведь можно узнать обо всем, что случилось. С другой – неприятно, что растет человек, способный на предательство.
Еще нерасположение появляется к тем, кто мешает вести урок. Все педагоги любят свой объект, и им хочется, чтобы дети его тоже полюбили. А самый лучший показатель этого – неплохая мотивация, «горящие» глаза, желание работать, не отвлекаясь ни на что.
Как это может проявляться?
Неплохой педагог никогда не покажет негативного отношения к ученику. И оценивать будет объективно.
- Занижение оценок.
- Порицание поведения школьника в конкретных ситуациях.
- Насмешки, сарказм.
- Игнорирование, пренебрежение.
Любое поступок способно нарушить психо-эмоциональное состояние ребенка, поэтому подобное поведение указывает лишь о непрофессионализме педагога.
И что собственно делать?
Сначала нужно увериться в неприязненном отношении педагога к ребенку. Ведь иногда дети попросту не хотят стараться на уроке, не стремятся получить знания. И причиной снижения успеваемости будет в этом случае нежелание школьника учиться, а не излишняя придирчивость учителя.
- С точки зрения одноклассников, выявив их касательство к тому, что происходит в ходе беседы с ними или их родителями.
- С позиции иных педагогов, которые помогут объективно оценить знания и возможности ребенка.
Дальше возможны 2 варианта развития событий. На педагога не обижаются другие ребята, а старательность собственного чада на всех уроках оставляет желать лучшего: с дитятей следует провести воспитательную работу. Не следует проявлять агрессию и заставлять чадо обучаться. Нужно помочь ему с трудными уроками, мотивировать, чтобы он сам этого пожелал.
- Сначала определяют вино предвзятого отношения. Для этого нужно побеседовать с педагогом в доброжелательной атмосфере, демонстрируя обеспокоенность сложившейся ситуацией и предлагая найти пути решения совместно. Агрессия и угрозы не смогут пробудить влюбленность и доброжелательность, поэтому их в разговоре использовать не стоит. Зачастую спокойная беседа и участие родителя содействуют налаживанию отношений между педагогом и учеником. Но если после беседы не видно особых изменений, то обращаются к администрации.
- Обращение к высшим инстанциям (директору школы и дальше по нарастающей, если не были приняты никакие меры) необходимо сопроводить видео или аудиозаписью, чтобы подтвердить сам факт нерасположения учителя по отношению к ученику. После подачи заявления чиновники обязаны отозваться на него и назвать сроки решения проблемы.
- Жалоба чаще итого заканчивается рекомендацией о переводе ребенка в другой класс (школу). Школьнику доводится адаптироваться к новому коллективу, к требованиям новых учителей, что может негативно сказаться на его всеобщем состоянии и успеваемости (как говорится, из огня да в полымя).
Уволить нерадивого педагога не вечно получится (не каждая школа может похвастаться отсутствием свободных вакансий), и порой после такого феерического выступления приходится просто терпеть подобное касательство, смиренно ожидая окончания учебы.
Именно поэтому приступать к войне «за хорошее отношение к ребенку» нужно, взвесив все «за» и «против» и оценив вероятность достижения необходимого итога. И лучше остановиться после первого шага, спокойно обсудив проблему с педагогом и наметив линии ее решения, а не продолжать военные действия до победного конца.