Как заставить ребенка делать уроки без скандалов – практические советы учителей и психологов

0
869

Нередко дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совершенно не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо вначале определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с верной мотивацией.


Причины и их устранение

Дети чаще всего не проявляют особого жажды делать домашнее задание, когда:

  • Устали.
  • Не смогли полностью освоить материал, потому не уверены, что справятся.
  • Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
  • Свыклись делать домашнюю работу вместе с родителями.
  • Им лень: патологическая ленность встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если дитя хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
    Установив мешающий фактор, приступают к его устранению.

Усталость

В школе дети занимаются длинное время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 задания в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того вяще. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, ребята будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.

На выполнение заданий желательно отводить определенное пора. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать вытекает сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.

Убавить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.

Обратите внимание, верное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предупредить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов содействует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.

Неуверенность

В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно пришагают к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по предлогу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.

Что мастерить в этом случае:

  • Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется предлог, за который можно ребенка похвалить.
  • Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике, а если не управится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут поддержка).
  • Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
  • Предложить позаниматься с репетитором, если нет возможности дать ребенку необходимые познания (например, по иностранному языку).
Не стоит решать сложные задания за своих детей. Они все равновелико не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как последствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!

Нет интереса

Дитя не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае значительно объяснить школьнику, для чего нужно учиться и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.


Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю труд – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны лишь для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и почтение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неверно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или физическое), что может привести к конфликтной ситуации.

Правильнее будет поощрить неплохую учебу совместным времяпрепровождением, например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь неплохо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).

Нет самостоятельности

Не обожают выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя принудить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать дебоша при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.

Тут важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не вечно смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.

Помощь родителям

Желательно на практике показать последствия зачисленных им решений:

  • Выполнил задание быстро – осталось больше свободного поре, которое может потратить на игру.
  • Сделал самостоятельно – родители за это пора успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
  • Не пожелал делать вовремя – тратит на это свободное время.
  • Родителям пришлось контролировать, стоя рядышком – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в горнице).

Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки разом и самостоятельно.

На что следует обратить внимание?

Замедляют выполнение домашней труды такие ситуации:

  • Неправильный пример

Требовать от детей организованности можно лишь в том случае, если родители сами собранные. Если мама всегда откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.

  • Вящие нагрузки

Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь задания, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот несимпатичный момент до последнего.

  • Нетерпение и критика

Постоянно подгоняя ребенка, унижая их совершенство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться неплохих результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупоумный!», «Все равно не понимаю!»).

В процессе контроля выполнения домашнего задания вытекает придерживаться правила: «Ошибаются все, не все могут найти и исправить ошибки».

Не вытекает уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность исподволь снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в цельном, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Поделитесь с друзьями:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here