Нередко дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совершенно не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо вначале определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с верной мотивацией.
Содержание:
Причины и их устранение
- Устали.
- Не смогли полностью освоить материал, потому не уверены, что справятся.
- Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
- Свыклись делать домашнюю работу вместе с родителями.
- Им лень: патологическая ленность встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если дитя хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
Установив мешающий фактор, приступают к его устранению.
Усталость
В школе дети занимаются длинное время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 задания в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того вяще. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, ребята будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.
Убавить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.
Неуверенность
В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно пришагают к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по предлогу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.
- Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется предлог, за который можно ребенка похвалить.
- Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике, а если не управится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут поддержка).
- Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
- Предложить позаниматься с репетитором, если нет возможности дать ребенку необходимые познания (например, по иностранному языку).
Нет интереса
Дитя не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае значительно объяснить школьнику, для чего нужно учиться и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.
Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю труд – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны лишь для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и почтение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неверно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или физическое), что может привести к конфликтной ситуации.
Нет самостоятельности
Не обожают выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя принудить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать дебоша при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.
Тут важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не вечно смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.
- Выполнил задание быстро – осталось больше свободного поре, которое может потратить на игру.
- Сделал самостоятельно – родители за это пора успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
- Не пожелал делать вовремя – тратит на это свободное время.
- Родителям пришлось контролировать, стоя рядышком – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в горнице).
Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки разом и самостоятельно.
На что следует обратить внимание?
Замедляют выполнение домашней труды такие ситуации:
- Неправильный пример
Требовать от детей организованности можно лишь в том случае, если родители сами собранные. Если мама всегда откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.
- Вящие нагрузки
Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь задания, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот несимпатичный момент до последнего.
- Нетерпение и критика
Постоянно подгоняя ребенка, унижая их совершенство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться неплохих результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупоумный!», «Все равно не понимаю!»).
Не вытекает уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность исподволь снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в цельном, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.