Как помочь ребенку начать читать быстро и правильно — методика улучшения техники чтения

0
570

Чтение – это сложный процесс, задействующий выговор, слух и зрение, способствующий развитию мыслительной деятельности. Этот навык позволит ребенку разузнать многое, и от него зависит успеваемость будущего школьника: чем лучше он декламирует, тем легче ему понять материал. Поэтому развивать беглость и правильность чтения необходимо обязательно.

Техника чтения

Процесс чтения имеет 2 составляющие:

  • Техническая – умение скоро и правильно читать.
  • Смысловая – понимание прочитанного.

Для проверки техники чтения детям предлагают в течение минуты декламировать вслух незнакомый текст. В это время педагог анализирует качество чтения (скорость, правильность, выразительность). Затем ученику предлагают отозваться на пару вопросов, чтобы определить, насколько он осознал прочитанное. Непродуктивными способами почитаются побуквенное или отрывистое слоговое чтение, а продуктивными – плавное слоговое или цельными словами.

Если не улучшить качество чтения, то ученику в дальнейшем будет сложно усваивать вящие объемы материала. Ведь с каждым годом ученику задается все вяще устных заданий на дом. Чтобы усвоить материал, его нужно прочитать 2-3 раза. Чем лучше читательские способности, тем скорее ребенок справится с заданием, выполнит письменные работы и будет отдыхать. Нехорошо читающий ребенок, скорее всего не станет выполнять задание, какое займет слишком много времени.

Вполне возможно, что ребенок заблуждался и путался из-за волнения и страха. Поэтому стоит проверить технику еще раз в привычных условиях (так, дома). Если повторно были получены низкие показатели, вытекает разобраться, почему малыш читает плохо.

Причины плохого качества чтения

На низенький уровень техники чтения могут влиять следующие причины:

  • Нехорошая память, приводящая к потере мысли, непониманию текста и снижению заинтересованности к чтению.
  • Сложные труднопроизносимые слова.
  • Невнимательность, отвлеченность.
  • Низкий угол зрения: дитя видит слово частями, от этого ему трудно воспринимать его.
  • Слабое ориентирование в тексте, возвращение к прочтённым строчкам, словам.
  • Неинтересная литература.

Следует обратить внимание на его психическое и физиологическое развитие, болезни и окружающую обстановку. Также развитию читательской способности может помешивать боязнь ошибиться или низкая самооценка, отсутствие интереса.

Развитие техники чтения

Осознав вино некачественного чтения, необходимо ее устранить и направить все силы на помощь ребенку.

Поддержать улучшить технику чтения ребенка помогут такие правила:

  1. Завлечь увлекательными книгами, содержание которых соответствует пожеланиям ученика.
  2. Использовать игровые методы для развития памяти, внимания, навыка чтения.
  3. Завести ежедневные «минутки» чтения (читать любую литературу не менее получаса).
  4. Прививать влюбленность к чтению собственным примером.
  5. Постоянно мотивировать малыша, повторяя, что он сможет добиться неплохих результатов, негативная мотивация («Если не будешь читать, то …») не содействует развитию познавательного интереса.
  6. Заниматься в соответствии с особенностями индивидуального ребенка, не сравнивая его с иными.

Не нужно торопиться достичь как можно больших результатов в короткий срок. Это чревато нервозным срывом и заниженной самооценкой в случае недостижения цели, а также утрате познавательного интереса.

Объем чтения зависит от скорости:

  • Малышам, приступившим к обучению и уже выучившим литеры, — столько коротких слов, сколько смогут.
  • Читающим 30 слов/минуту – небольшие тексты, исподволь увеличивая число слов.
  • Если ребенок прочитывает 60-80 слов, то им можно подавать для чтения полностью страницу, а если будет желание, то и две.
  • Читающим вяще 120 слов можно предложить сначала прочитать 2 странички, исподволь увеличивая их число до 8.

Если объем чтения, заданный учителем для самостоятельного изучения, большенный, то можно договориться с ребенком о поочередном чтении: страницу читает он, иную – взрослый. Так он сможет отдыхать, а сам процесс не потеряет свою привлекательность.

Игры для развития навыка чтения

Заинтересовать ребенка и поддержать запомнить изученный материал можно с помощью игровой деятельности.

Игры на закрепление умения распознавать литеры:

  • «Найди букву» — найти нужную букву в магнитной азбуке, после – в написанных словах, и самое сложное – определить место буквы в произнесенном слове.
  • «Какая литера лишняя» — найти лишнюю букву по какому-либо признаку. Малыш обучается сравнивать буквы, выделять общий признак и формулировать свою точку зрения.
  • «Наименуй буквы» — ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе читает литеры в алфавитном порядке, стараясь назвать как можно больше.
  • «На что похожа литера» — поиск «букв» в окружающем мире: «о» — солнце, «п» — арка.
Игры на развитие умения декламировать:

  • «Составь слово» — нужно составить как можно больше слов из карточек со слогами.
  • «Угадай слово» — в записи слова отсутствует буква или слог ребенок определяет, что это за слово.
  • «Отыщи слово» — ребенок ищет нужное слово в тексте, еще один вариант – среди списка слов он разыскивает то, которое есть в произнесенной фразе.
  • «Пчела» — улучшить концентрацию внимания можно жужжащим чтением: дитя читает, но вместо слов произносит звук «ж».
  • «Скороговорки» — чтение на стремительность. Перед проведением конкурса, нужно несколько раз перечитать скороговорку различными способами (вслух, про себя, по слогам, быстро-быстро, выразительно), чтобы дитя понял каждое слово. А потом уже провести конкурс: кто быстрее произнесет (прочтёт) прочитанное предложение.
  • «Найди ударение» — в прочитанных словах ребенок устанавливает ударение поочередно на каждом слоге, затем проверяет, произнося их, выбирает верное.
  • «Чтение по ролям» — при чтении соблюдать интонацию, соответствующую образу героев созданья.
  • «Чтение про себя» — ребенок читает текст про себя, потом отвечает на проблемы по тексту.
Игры на развитие беглости чтения:

  • «Перевернутое письмо» — когда малыш будет декламировать без ошибок, можно учиться читать перевернутый текст. Таким манером, он сможет научиться идентифицировать целостные образцы букв, сочетать смысловое завершение с буквенным анализом.
  • «Чтение наоборот» — нужно прочитать строчки справа-налево как можно скорее.
  • «Слово в слове» — дети ищут слова, спрятанные в других словах (жеребенок — дитя), или составляют новые слова из букв определенного слова.
  • «Параллельное чтение» — у взрослого и ребенка равные тексты, взрослый начинает читать, ребенок – следит. Когда первоначальный останавливается, малыш продолжает.
  • «Составь предложение» — составление предложений из комплекта слов.
  • «Чтение половины строчки» — линейкой сначала закрывают нательную часть строки. Ребенок пытается прочитать слова по верхушкам. Когда этот навык отработается, он обучается читать по нижним частям слов.

Малыш заинтересованно читает

Тренировка техники чтения

Еще несколько упражнений для развития читательских навыков:

  1. Отработка фрагментов. К действительному показателю (например, 40 слов в минуту) добавляют 30 слов. Дитя каждый день трижды перечитывает отрывок из 70 слов (в конкретном случае) вслух, усердствуя уложиться в минуту. Отработка продолжается в последующие дни, пока скорость чтения не достигнет 70 слов в минуту. Тогда к этому показателю добавляют еще 30 слов и усердствуют достичь уже новых результатов (100 слов в минуту). Основная задача – научиться декламировать 180 слов в минуту.
  2. Чтение «волной». Ребенок сначала декламирует текст, расположенный обычно. Потом читает на листе, повернутом под ровным углом, затем – перевернутый текст, и опять повернутый под прямым углом, но в иную сторону.
  3. Чтение таблиц. В таблице (сначала 4*4, потом число ячеек увеличивают) пишут буквы, слоги или слова. Ребенок перечитывает их столбиками на одном дыхании. Для увеличения угла зрения дитя должен прочитать их без ошибки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
  4. Чтение и пересказ. Если малыш декламирует плохо, то он слушает, а потом пересказывает. При этом важен сам факт пересказа, а не его качества (детали, от нужного лица).

Советы для родителей

Обучение чтению – это кропотливый труд, спрашивающий большого труда и терпения не только у ребенка, но и у взрослых. Ведь объяснять несколько раз одно и то же (вдруг малыш что-то не постиг) спокойно сможет не каждый. Но при этом любое резкое слово, попрек, крик уменьшат заинтересованность ребенка, а значит, понизят качество усвоения материала.

Чтобы поддержать заинтересованность ребенка и ускорить процесс запоминания, нужно придерживаться следующих правил:

  • Подключать к запоминанию как можно вяще действий: слово не просто визуально рассмотреть, а еще и составить из кубиков или написать, прочесть вслух, перемешать литеры и снова составить, или найти среди нескольких слов только что прочтённое.
  • Занятия проводить каждый день, желательно в одно и то же время, чтобы держаться режима дня. Выбор времени можно предоставить ребенку, тогда он будет ощущать ответственность, ведь сам так решил. Конечно, не забыть про выходной, ведь дитя должен отдыхать от работы, как и родители.
  • Не требовать от ребенка невозможного: когда он отдохнет, тогда сможет прочесть скорее и больше.
  • Занятия проводить в позитивном настрое, не ругать чадо, восхвалять за все успехи, даже самые маленькие.

И еще: родителям нужно смириться, что малыш декламирует не лучше других, ведь он такой же человек, как и все. Значит, нуждается в понимании и поддержке.

Поделитесь с товарищами:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here