Многие родители недоумевают, отчего их дети с поступлением в школу становятся агрессивными, остро реагируют на любую критику и весьма быстро устают. Это связано с изменениями условий, в которых развивается дитя. Адаптация к увеличению нагрузки и требований у каждого длится по-разному: все зависит от внутреннего резерва малыша и поддержки взрослых.
Содержание:
Виды адаптации
Само слово «адаптация» обозначает перестраивание организма на развитие в изменившейся окружению. Она происходит на физиологическом и психологическом уровнях.
Физиологическая адаптация
Связана с приспосабливанием к новоиспеченным условиям всех физиологических процессов и систем организма.
- Заостренная адаптация: длится 2-3 недели и является самой тяжелой для первоклассника. В это пора меняют «рабочие настройки» почти все системы организма, что связано с изменением порядка дня, труда и отдыха, активной деятельности. В результате ослабляется иммунитет, и увеличивается риск заболеваний.
- Шаткая адаптация: реакция организма на нагрузки становится более устойчивой, но оптимальный вариант еще не отыскан.
- Относительно устойчивая адаптация: организм реагирует на изменившиеся условия утилитарны без напряжения.
До момента полного приспособления к школьной среде обычно проходит 2-6 месяцев. Успешность адаптации зависит в первую очередность от индивидуальных особенностей каждого первоклассника, его подготовленности.
- Потеря аппетита, снижение веса.
- Изменение артериального давления.
- Появление головных хворай.
- Снижение работоспособности усталость.
- Плохой сон.
- Неврозы и депрессия.
Социально-психологическая адаптация
Связана с устройством ребенка к окружающей среде и его психоэмоциональным состоянием, что неизбежно приводит к стрессу.
- Дитя, до этого не отличавшийся организованностью, самостоятельно встает утром, заправляет койка и идет в школу. Родители радуются, что их чадо стало более ответственным. Подобный тип поведения не нужно корректировать, но когда ребенок приспосабливается к новым условиям, он пуще всего становится таким же как был.
- Еще один вариант (более частый): вечно собранный малыш становится рассеянным, отказывается соблюдать режим дня, дерзит и капризничает. И вот здесь уже нужно быть внимательным.
Стресс сам по себе мощно действует на организм, но не переходит границ его адаптивных возможностей. Он стимулирует к позитивным изменениям, к более быстрой адаптации. Длительное воздействие имеет разрушительные последствия: нервозные заболевания, срывы (стадия дистресса).
От поступков взрослых в этот этап зависит, сможет справиться ребенок с таким состоянием, или же стресс исчезнет в глубине подсознания и станет проявляться в нестандартных ситуациях, заставляя своего «хозяина» работать импульсивно и неожиданно. И уже в эти моменты важно понять, что физическими наказаниями добиться послушания и жажды хорошо учиться невозможно.
Предварительная работа
- Положительные рассказы о школьной существования: как вместе ходили в поход, каким интересным был учитель, как интересно было на заданиях и весело на переменах. Не нужно заранее запугивать строгими учителями и нехорошими отметками. Ведь вполне возможно, что и учителя ему попадутся хорошие, и обучаться он будет с удовольствием.
- Совместное приобретение товаров для школы: канцелярские принадлежности, платье портфель. Ведь это не просто нужные вещи, а еще и положительные эмоции, какие так или иначе связаны со школой!
- Постепенный переход на новый распорядок дня: к крышке лета приучать детей к раннему отбою и подъему.
Помощь ребенку в физиологической адаптации
- Витамины: можно, но по рекомендации специалиста, ведь их излишек может оказаться гораздо хуже недостатка. Лекарства без консультации с доктором принимать не следует.
- Завтрак – обязательно. Ведь не всем детям нравятся завтраки в школьной столовой, и порой им доводится голодать до обеда. Хорошо бы еще дать малышу с собой небольшой перекус и бутылочку с водой или соком.
- Продленка – не выход, ведь ребенку требуется полноценный досуг после учебной нагрузки. Лучше договориться с родственниками или неработающими известными, которые будут находиться с учеником после школы.
- Домашние задания первоклассники выполняют лишь по желанию. Делать лучше в период с 16 по 18 часов (в это пора наблюдается второй пик активности мозга), но не вечером, когда малыш утомленен. Нужно приучить его к самостоятельности, но нельзя отказывать, если просит о поддержки.
- Зрение с увеличением нагрузки может ухудшиться, поэтому нужно свести к минимуму пора нахождения ребенка за компьютером или телевизором.
- Полноценный сон (не меньше 11 часов) попросту необходим. Поэтому отбой – в 21 ч. Выспавшись, малыш сделает зарядку, позавтракает, а к начину занятий окончательно проснется. Невыспавшийся школьник будет«спать» на первых двух заданиях и не сможет усвоить необходимый материал.
Немаловажную роль играют организация пространства, соблюдение порядка дня и двигательной активности.
Режим дня
С поступлением в школу, такой привычный распорядок меняется. И эти перемены не все ребята воспринимают положительно. Поэтому важно составить такой режим, какой позволит избежать переутомления и удовлетворить все потребности ребенка. Расписание надлежит быть четким и наглядным, чтобы первокласснику было легче воспринимать его.
- Строгое соблюдение всех пунктов любой день!
- Смену видов деятельности (для предупреждения переутомления).
- Включить лишь основные этапы: урочное время, дополнительные занятия и выполнение домашнего задания. Все прочее время ребенок играет, поэтому указывать его нецелесообразно.
- Расписание вытекает делать гибким, чтобы карточки можно было менять пунктами.
Организация рабочего пространства
Ребенок легче приспосабливается к школьной жития, если дома у него имеется свое рабочее пространство.
- Хорошая освещенность комнаты.
- Мебель подбирают в соответствии с ростом ученика.
- При труду свет должен падать спереди или слева, если ребенок правша, справа – если он левша.
- На столе должен быть организован распорядок: каждой вещи – свое место.
Нужно следить за правильностью позы ребенка за столом, во время чтения или письма. От этого зависит не лишь осанка, но и острота зрения.
Двигательная активность
Многие первоклассники недосыпают 1,5-2 часа, немного двигаются, не соблюдают режим питания, несколько часов подряд сидят за компьютерным столом, а после и перед телевизором. Все это приводит к уменьшению двигательной нагрузки (практически в 2 раза!) и, как последствие, торможению роста и развития ребенка, повышению риска заболевания организма.
Некто может понадеяться на уроки физкультуры, но они проводятся, во-первых, всего 3 раза в неделю, а во-вторых, их длительность составляет лишь полчаса. Как утверждают специалисты, они компенсируют лишь десятую доля необходимой двигательной активности первоклассников и не позволяют восстановить силы в целом объеме.
- Утреннюю зарядку.
- Прогулки.
- Маневренные игры на свежем воздухе.
Прививая культуру активного отдыха, можно нормализовать процесс развития организма. Заинтересовать ребенка можно собственным образцом: совестные утренние пробежки и вечерние прогулки не только сблизят, но и помогут успешно победить адаптационный период.
Помощь ребенку в социально-психологической адаптации
Пока малыш не свыкся к новой роли, ему необходима поддержка со стороны родителей. В первое пора желательно провожать его в школу и забирать домой: ребенок еще успеет побыть самостоятельным, а в это пора ему нужна поддержка и осознание собственной «нужности».
- Первые 1,5-2 недели ребенка нельзя наказывать! Ведь это пора – самое тяжелое для него, он меняется и не может справиться со своими эмоциями, поведением. Поощрять грубость и агрессию также не вытекает. Но добиться своего можно спокойным тоном и проявлением внимания, а не унижением и угрозами.
- В день мастерить не более трех замечаний (в крайнем случае!). Ведь ребенок еще ничего про себя не ведает, поэтому вынужден верить взрослым. Негативные высказывания способствуют развитию заниженной самооценки.
- Восхвалять ребенка за успехи и радоваться вместе с ним, мотивировать на преодоление трудностей, поощрять любые почины.
- Когда ребенок капризничает, сердится или у него что-то не получается, он бедствует в поддержке и ласке. Не нужно наказывать его прерыванием эмоциональной связи или оставлением наедине с самим собой – не вечно малыш может справиться сам, ему требуется помощь.
- «Видеть» ребенка вечно! Психологи утверждают, что констатация самого факта присутствия ребенка (ничтожное высказывание, типа «Читаешь книгу?») вызывает у малыша отрада от того, что его заметили, о нем помнят, его видят, значит, он нужен. Только при таком касательстве у него может сформироваться нормальная самооценка.
- Помочь разобраться с правилами поведения и взаимоотношения в классном коллективе. Если малыш поймет, зачем необходимо поднимать руку во время урока или почему нельзя грубить одноклассникам, ему сделается легче их соблюдать.
- Стараться быть в курсе всей школьной жития ребенка. А для этого – беседовать с учителем и ребенком. Вот только не следует спрашивать у первоклассника, как он себя вел на заданье или перемене. Подобные вопросы могут усилить напряженность и тревожность ребенка.
- Помнить, что преподаватель для первоклассника – авторитет. Поэтому не следует о нем отзываться негативно. Лучше разрешить вопрос с педагогом наедине, без ребенка.
Любое неадекватное поведение первоклассника – это не вечно каприз, который нужно пресечь любыми способами. Ребенок так выражает свое состояние, неумение управиться с конфликтом. И задача родителя – поддержать его, помочь, а не предъявлять требования. Ведь крепкий ребенок – успешный ученик.