Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

0
357

В учебном процессе немаловажное смысл имеют дисциплина и порядок. Школьники, не умеющие себя вести, помешивают учиться одноклассникам, учителю приходится тратить драгоценные минуты на их успокоение, а не объяснение материала. Потому важно ученикам объяснить правила поведения.

Как объяснить школьнику правила поведения?

Первоклассники уже должны быть известны с элементарными правилами поведения: такими, как приветствие взрослых, обращение к старшим, поведение дома и в социальных местах. В школе количество правил будет постепенно увеличиваться. Чтобы школьнику было легче их выполнять, значительно сказать ему не только, что он обязан делать, но и на что имеет право. Ведь когда он не будет себя ощущать только обязанным, ему станет легче подчиняться законам этикета.

Когда дитя будет знакомиться с правилами, важно пояснить целесообразность каждого пункта:

  • Уча правила поведения в раздевалке можно акцентировать внимание на то, что соблюдая их, школьник сможет сохранить свои предметы в чистоте и порядке, а также избежать потери или кражи ценных объектов, случайно оставленных.
  • От соблюдения правил поведения на уроке зависит успеваемость: если ученик будет опаздывать, говорить, вертеться, то не сможет включиться в урок и понять тему, а если пропускать без уважительной вина, то количество неизученной информации будет увеличиваться, и ребенок отстанет от программы.
  • Если любой во время перемены будет прыгать и бегать, то другие могут получить опасную травму. Такие же последствия могут быть, если школьник во пора бега споткнется и упадет, поэтому важно соблюдать правила поведения на перемене.
  • Ученик, какой не знает правил поведения в столовой, опасен для окружающих: толкаясь, он может перевернуть на кого-то суп или чай. Если разговаривать с набитым ртом, то можно подавиться, а высказанное неудовольствие от полученной еды будет несимпатично повару.
  • Правила поведения в библиотеке помогают быстрее найти необходимую информацию для домашней работы.
  • Если каждый ученик будет мусорить на школьном дворе, тошнить цветы и ломать деревья, то он превратится в свалку. А кому приятно обучаться в школе, рядом с которой находится свалка?

И еще один момент, о чем вытекает поговорить с учениками: если они заметили какие-либо нарушения школьных правил, то они должны известить об этом учителю.

Как научить школьника соблюдать правила поведения?

Разумеется, детям сложно следовать правилам, ведь они очень подвижны и беспамятны, им невероятно сильно хочется с кем-нибудь поделиться новостью, даже если идет задание. Но одно нарушение повлечет за собой второе, постепенно нарушение войдет в обыкновение. Поэтому важно с самых первых дней в школе приучать детей к распорядку.

Как это можно сделать:

  1. На первом же уроке установить «Правила школьника», где в нескольких предложениях показать, как нужно вести себя на уроке: «Говорить можно после позволения учителя» или «Как только зазвенит звонок, все должны встать возле парт». Правила необходимо напоминать из урока в урок, а чтобы дети быстрее запомнили, их можно распечатать на принтере и повесить на стенд.
  2. При нарушении распорядка задавать открытые вопросы: «Что ты делаешь?». В этом случае школьнику необходимо будет объяснить свои действия, у него будет время осознать неправильность поведения. Если задавать обвинительный тон беседе — «Я ведь сообщала, что так делать нельзя!» — можно добиться противоположного эффекта: дитя на время успокоится, а через 5 минут, так и не осознав свою вину, продолжит нарушать дисциплину.
  3. Обучать собственным примером: если взрослый что-то требует от ребенка, то он сам должен вести себя соответственно. Спрашивая ответственного отношения к учебе, учитель сам должен быть ответственным. В противном случае правила обесценятся, степень ответственности школьников понизится.
  4. Настаивать на соблюдении правил. Если не оказывает воздействие мольба, произнесенная спокойным голосом, нужно побеседовать с учащимся после заданий о недостойности его поведения, о последствиях такого поступка. В этом вопросе значительно добиться от ученика не только хорошего поведения, но и уважительного отношения ко всем правилам.
  5. Мотивировать учеников на достойное поведение. С этой мишенью можно использовать похвалу, знак отличия.

В Австралии, например, учеников к неплохому поведению мотивируют еженедельными грамотами и призами, которые вручают за успехи и достижения перед всеми учениками. Те, кто в крышке четверти набрал больше всех грамот и флажков, может получить значок отличия на конфигурацию или отправиться на чаепитие в кабинете директора.

Соблюдение правил поведения в американской школе

Так же, как и в иных странах, американские школьники могут нарушать правила поведения. Но в этой краю родители, выбрав школу, сначала подписывают документ, что ознакомлены с правилами поведения в школе, мерами воздействия и готовы зачислить ответственность за поведение своих детей.

Они сами разъясняют будущим ученикам правила поведения в школе. С нарушителями дисциплины разбирается не сам преподаватель, а специальный офис – канцелярия, – в котором работает несколько дневальных администраторов. С младшего возраста поощряется «ябедничество»: дети доносят о провинностях одноклассников, и это не считается позорным.

Школа в Америке

Что запрещается делать в американской школе ученикам:

  • Препираться с учителем и тем более грубить ему, даже если не согласен с выставленной оценкой, тем более за работу, которую якобы оставил дома.
  • Во время учебного процесса можно не внимать и дремать, шепотом разговаривать, но нельзя драться, ругать и мешать обучаться окружающим.
  • Включать сотовый телефон.
За нарушение правил дети могут быть наказаны:

  1. Если бывальщины совершены мелкие проступки, ребенка могут отослать в штрафной класс, где он будет трудиться самостоятельно. Причем выйти он сможет только с позволения дежурного администратора.
  2. Старшеклассников могут отнять обеда.
  3. При совершении грубых нарушения или часто повторяющихся мелких ученика могут на 1-2 недели выключить из школы.
  4. Злостные нарушители переводятся в специальную школу. Дело может даже дойти до полиции.

Подобные меры помогают контролировать поведение детей в школе, но вот за ее пределами они уже не такие послушливые и дисциплинированные.

Воспитание в школах Японии

В Японии дети просто обступлены родительским вниманием: родители берут ребенка с собой на прогулку, всегда разговаривают с ним, обнимаются. Они учат своих отпрысков быть вежливыми и внимательными к опоясывающим, не мешать им своим поведением.

При нарушении правил поведения они не наказывают физиологически, не читают нотаций и не кричат. Свое недовольство они показывают взглядом и интонациями. Когда махонькие японцы понимают, что расстроили своих родителей, им становится стыдно, они каются в сделанном поступке и стараются исправить его.

Уникальным считается обучение школьников в начальной школе, где основным считаются именно манеры, а не получаемые знания. Основное внимание уделяют воспитанию детей, обучению уважительного взаимоотношения ко всему, что окружает, способности сочувствовать и самоконтролю.

Школа в Японии

Правила поведения в иных странах

В каждой стране есть что-то свое, особенное, даже в том, как обучают детей хорошему поведению:

  • Индусы стремятся воспитать детей добросердечными и терпеливыми, находящимися в гармонии с собой и природой. Взрослые учат своим образцом, никогда не повышая голос в присутствии ребенка. Основное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, за оценки никто не ругает. Превалирует доброжелательность и открытость.
  • В Китае к детям весьма строги. С самого детства ребенок учится жить в послушании взрослым, каким перечить нельзя. Родители решают за детей все, и при этом хвалят их весьма редко.
  • Во французскую школу ребенку запретят приносить лекарства и игрушки. Но можно взять с собой книжку и почитать ее даже во время урока, главное, чтобы все обязательные упражнения бывальщины выполнены. За поведение детей отвечают родители. Администрация школы обеспечивает организацию процесса, охрану территории и отсутствие инородных людей.
  • Интересны законы Швеции, утверждающие о неприкосновенности личности и совершенства детей. К детям относятся так же уважительно, как и к взрослым, поэтому в школе педагог никогда не будет восхвалять и ругать учеников при одноклассниках. Успеваемость и поведение он обсудит лично с любым и их родителями. Ведь психологический комфорт каждого ребенка – это важная составляющая учебно-воспитательного процесса школы в Швеции.

Правила поведения в школе – это лишь часть огромного айсберга с названием «Этикет». Если объяснить утилитарную ученику целесообразность каждого правила, то ему будет легче смириться с этой долгом. И в какой бы школе он ни учился, везде ему пригодится умение вести себя.

Поделитесь с товарищами:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here